Контакты Трудоёмкость аудита Цены на услуги
ПРОЕТ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ "О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЁТЕ И ОТЧЁТНОСТИ" (по состоянию на 27.12.2011)
Закон
О бухгалтерском учёте и отчётности
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
Настоящий Закон определяет правовые и методологические основы бухгалтерского учета, требования к составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчётности (далее – отчётность).
Статья 2. Основные термины, применяемые в настоящем Законе, и их определения
Для целей настоящего Закона применяются следующие основные термины и их определения:
--- активы – имущество, исключительные права на объекты интеллектуальной деятельности, возникшие в организации в результате совершенных хозяйственных операций, от которых организация
ожидает получение экономических выгод и может ограничить доступ других организаций к этим выгодам;
--- аналитический учёт – детализированное отражение активов, обязательств, собственного капитала, доходов и расходов на аналитических счетах бухгалтерского учёта;
--- бухгалтерский учёт – система непрерывного формирования информации в стоимостном выражении об активах, обязательствах, собственном капитале, доходах и расходах организации
посредством документирования, инвентаризации, учётной оценки, двойной записи на счетах бухгалтерского учёта, необходимой для составления отчётности и принятия экономических решений пользователями;
--- доходы – увеличение экономических выгод в течение отчётного периода путем увеличения активов и (или) уменьшения обязательств, ведущее к увеличению собственного капитала организации,
не связанному с вкладами собственника её имущества (учредителей, участников);
--- национальный стандарт по бухгалтерскому учёту и отчётности – нормативный правовой акт, определяющий правила бухгалтерского учёта активов, обязательств, собственного капитала, доходов,
расходов и раскрытия информации о них в отчётности организации;
--- общественно значимые организации – Национальный банк Республики Беларусь, банки и небанковские кредитно-финансовые организации (далее – банки), открытые акционерные общества,
ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах организаторов торговли ценными бумагами, страховые организации;
--- обязательства – задолженность организации, возникшая в результате совершенных хозяйственных операций, погашение которой приведёт к уменьшению активов или увеличению собственного капитала
организации;
--- организации – лица, обязанные в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами вести бухгалтерский учет и составлять отчётность;
--- отчётная дата – последний календарный день отчётного периода;
--- отчётность – система показателей, содержащая информацию о финансовом состоянии организации на отчётную дату, финансовых результатах её деятельности и движении денежных средств за отчётный период;
--- отчётный период – период, за который составляется отчётность организации;
--- первичный учётный документ – документ, на основании которого хозяйственная операция отражается в регистрах бухгалтерского учёта;
--- план счетов бухгалтерского учёта – систематизированный перечень счетов бухгалтерского учёта;
--- пользователи – собственник имущества, учредители (участники) организации, инвесторы, кредиторы, государственные органы, иные лица, заинтересованные в содержащейся в отчётности информации;
--- профессиональное суждение – точка зрения и действие главного бухгалтера (при отсутствии в штате должности главного бухгалтера – бухгалтера), принятые в организации при ведении бухгалтерского
учёта и составлении отчётности, которые излагаются в примечаниях к отчетности и положении об учётной политике организации;
--- расходы – уменьшение экономических выгод в течение отчётного периода путем уменьшения активов или увеличения обязательств, ведущее к уменьшению собственного капитала организации, не
связанному с его передачей собственнику имущества организации, распределением между учредителями (участниками);
--- регистр бухгалтерского учёта – документ, в котором производятся накопление и группировка учётной информации, содержащейся в первичных учётных документах, в натуральном и (или) стоимостном
выражении;
--- собственный капитал – активы организации за вычетом её обязательств;
--- учётная оценка – оценка активов, обязательств, собственного капитала, доходов и расходов в стоимостном выражении в бухгалтерском учёте и (или) отчетности;
--- учётная политика – совокупность способов, принятых организацией для организации и ведения бухгалтерского учёта и составления отчётности;
--- форма бухгалтерского учёта – порядок обобщения записей на счетах бухгалтерского учёта и совокупность регистров бухгалтерского учёта, в которых они производятся;
--- хозяйственная операция – действие или событие, подлежащее отражению в бухгалтерском учёте и приводящее к изменению активов, обязательств, собственного капитала, доходов или расходов организации;
--- экономические выгоды – получение организацией доходов от реализации активов, снижение расходов и иные выгоды, возникающие от использования организацией активов.
Статья 3. Сфера действия настоящего Закона
1. Действие настоящего Закона распространяется на юридические лица Республики Беларусь, их филиалы и представительства, иные обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс,
представительства иностранных организаций, хозяйственные группы, холдинги, простые товарищества (участников договора о совместной деятельности).
2. Отдельные категории организаций законодательными актами могут быть освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учёта и составления отчётности.
Статья 4. Принципы бухгалтерского учёта и отчётности
1. Бухгалтерский учёт и отчётность основываются на принципах непрерывности деятельности, обособленности, начисления, соответствия доходов и расходов, правдивости, преобладания экономического
содержания, осмотрительности, нейтральности, полноты, понятности, сопоставимости, уместности.
2. Принцип непрерывности деятельности заключается в том, что информация об активах, обязательствах, собственном капитале, доходах и расходах организации формируется в зависимости от
её намерения продолжать или прекращать свою деятельность в дальнейшем.
3. Принцип обособленности означает, что активы, обязательства, собственный капитал, доходы и расходы организации учитываются отдельно от активов, обязательств, собственного капитала,
доходов и расходов других лиц.
4. Принцип начисления означает, что хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учёте и отчётности в том отчётном периоде, в котором они фактически совершены, независимо от
даты проведения расчетов по ним.
5. Принцип соответствия доходов и расходов означает, что расходы отражаются в бухгалтерском учёте и отчётности в том отчётном периоде, в котором признаны связанные с ними доходы.
6. Принцип правдивости означает соблюдение критериев признания активов, обязательств, собственного капитала, доходов и расходов, установленных законодательством Республики Беларусь
о бухгалтерском учете и отчетности, и отсутствие существенных ошибок в бухгалтерском учёте и отчётности.
7. Принцип преобладания экономического содержания означает, что хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учёте и отчётности исходя не столько из их правового, сколько из их
экономического содержания.
8. Принцип осмотрительности означает, что учётная оценка активов и доходов организации не должна быть завышена, а обязательств и расходов – занижена.
9. Принцип нейтральности означает отсутствие ориентации содержащейся в отчётности информации на определенных пользователей и (или) получение определённого результата.
10. Принцип полноты означает наличие в отчётности всей информации, способной повлиять на принимаемые пользователями на её основе экономические решения.
11. Принцип понятности заключается в доступности содержащейся в отчётности информации для понимания пользователями.
12. Принцип сопоставимости означает возможность сравнения отчётности организации за разные отчетные периоды и с отчётностью других организаций.
13. Принцип уместности означает полезность содержащейся в отчётности информации для принятия экономических решений пользователями.
Статья 5. Законодательство Республики Беларусь о бухгалтерском учёте и отчётности
Законодательство Республики Беларусь о бухгалтерском учёте и отчётности состоит из настоящего Закона, нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь и иных принятых
в соответствии с ними актов законодательства Республики Беларусь.
ГЛАВА 2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА И ОТЧЁТНОСТИ
Статья 6. Органы, осуществляющие государственное регулирование бухгалтерского учёта и отчётности
1. Государственное регулирование бухгалтерского учёта и отчётности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Национальным банком Республики
Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь и иными республиканскими органами государственного управления.
2. Президент Республики Беларусь определяет единую государственную политику в области бухгалтерского учёта и отчётности.
3. Совет Министров Республики Беларусь:
- обеспечивает проведение единой государственной политики в области бухгалтерского учёта и отчётности;
- координирует, направляет и контролирует работу республиканских органов государственного управления в области бухгалтерского учёта и отчётности;
- устанавливает совместно с Национальным банком Республики Беларусь порядок применения Международных стандартов финансовой отчётности и их
Разъяснений (далее – МСФО);
- осуществляет иные полномочия в области бухгалтерского учёта и отчётности в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
4. Национальный банк Республики Беларусь:
- реализует единую государственную политику в области бухгалтерского учёта и отчётности;
- осуществляет иные полномочия в области бухгалтерского учёта и отчётности в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
5. Министерство финансов Республики Беларусь:
- реализует единую государственную политику в области бухгалтерского учёта и отчётности;
осуществляет общее методологическое руководство бухгалтерским учётом и отчётностью организаций (за исключением Национального банка Республики Беларусь, банков);
разрабатывает и утверждает национальные стандарты по бухгалтерскому учёту и отчётности и иные нормативные правовые акты по бухгалтерскому учёту и отчётности,
обязательные для исполнения организациями (за исключением Национального банка Республики Беларусь, банков);
- устанавливает порядок проведения аттестации на право получения сертификата профессионального бухгалтера, форму сертификата профессионального бухгалтера и
порядок подтверждения квалификации лицами, имеющими сертификат профессионального бухгалтера;
- проводит аттестацию на право получения сертификата профессионального бухгалтера;
- определяет порядок аннулирования сертификата профессионального бухгалтера;
- представляет в пределах своих полномочий Республику Беларусь в международных организациях, занимающихся вопросами бухгалтерского учёта и отчётности;
- осуществляет иные полномочия в области бухгалтерского учёта и отчётности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
6. Республиканские органы государственного управления, осуществляющие государственное регулирование и управление в определенной сфере экономической деятельности:
- участвуют в реализации единой государственной политики в области бухгалтерского учёта и отчётности;
- осуществляют методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций, осуществляющих соответствующие виды экономической деятельности;
- принимают по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь нормативные правовые акты по особенностям бухгалтерского учета и отчетности организаций,
осуществляющих соответствующие виды экономической деятельности.
Статья 7. Полномочия общественных организаций (объединений)
Общественные организации (объединения) бухгалтеров, организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по ведению бухгалтерского учёта и (или)
составлению отчётности, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, вправе:
- участвовать в разработке проектов нормативных правовых актов по бухгалтерскому учёту и отчётности в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
- обобщать практику применения актов законодательства Республики Беларусь по бухгалтерскому учёту и отчётности и разрабатывать предложения и рекомендации по их
совершенствованию;
- участвовать в разработке учебных материалов для аттестации на право получения сертификата профессионального бухгалтера;
- консультировать организации по вопросам бухгалтерского учёта и отчётности;
- представлять интересы бухгалтеров в международных профессиональных организациях.
ГЛАВА 3
ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА
Статья 8. Права и обязанности руководителя по организации бухгалтерского учёта
1. Руководитель организации обязан:
- организовать ведение бухгалтерского учёта и составление отчётности и создать необходимые для этого условия;
- возложить ведение бухгалтерского учёта и составление отчётности на главного бухгалтера (при отсутствии в штате должности главного бухгалтера – на бухгалтера)
или передать на договорных началах ведение бухгалтерского учёта и (или) составление отчётности организации или индивидуальному предпринимателю, оказывающим услуги
по ведению бухгалтерского учёта и (или) составлению отчётности.
2. Руководитель организации вправе в зависимости от объёма учётной работы создать отдельное структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером.
3. Руководитель микроорганизации, товарищества собственников, общественной и религиозной организации (объединения) вправе вести бухгалтерский учёт и
составлять отчётность лично, если данный руководитель отвечает требованиям, предъявляемым к главному бухгалтеру, указанным в абзацах втором и третьем пункта 6
статьи 9 настоящего Закона.
4. Руководитель организации должен обеспечить неукоснительное выполнение работниками организации требований главного бухгалтера (при отсутствии в штате
должности главного бухгалтера – бухгалтера), организации или индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по ведению бухгалтерского учёта и (или)
составлению отчётности, в части соблюдения правил оформления и представления документов и сведений, необходимых для ведения бухгалтерского учёта и составления
отчётности, и иных требований по вопросам, находящимся в их компетенции.
Статья 9. Руководство бухгалтерским учётом в организации
1. Руководство бухгалтерским учётом в организации осуществляет главный бухгалтер (при отсутствии в штате должности главного бухгалтера – бухгалтер), организация
или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги по ведению бухгалтерского учёта и (или) составлению отчётности.
2. Приём и сдача дел при назначении на должность и освобождении от должности главного бухгалтера (при отсутствии в штате должности главного бухгалтера – бухгалтера)
оформляются актом.
3. На должности главного бухгалтера общественно значимой организации (за исключением лиц, назначаемых на должность главного бухгалтера Национального банка
Республики Беларусь, банков) может работать лицо, отвечающее следующим требованиям:
- наличие высшего образования, предоставляющего в соответствии с законодательством Республики Беларусь право работать по специальности бухгалтера, и
стажа работы по специальности бухгалтера не менее 5 лет;
- наличие сертификата профессионального бухгалтера;
- отсутствие неснятой или непогашенной судимости за совершение преступлений против собственности и порядка осуществления экономической деятельности.
4. Сертификат профессионального бухгалтера выдается Министерством финансов Республики Беларусь по результатам аттестации.
Лицо, претендующее на получение сертификата профессионального бухгалтера, должно отвечать требованиям, предъявляемым к главному бухгалтеру
общественно значимой организации, указанным в абзацах втором и четвертом пункта 3 настоящей статьи.
За выдачу сертификата профессионального бухгалтера взимается государственная пошлина.
Лицо, имеющее сертификат профессионального бухгалтера, обязано начиная с года, следующего за годом получения сертификата профессионального бухгалтера, не
реже одного раза в 2 года подтверждать свою квалификацию.
Сертификат профессионального бухгалтера аннулируется в случае:
- подачи заявления об аннулировании сертификата профессионального бухгалтера;
- установления факта получения сертификата профессионального бухгалтера с использованием подложных документов;
- вступления в законную силу решения суда о признании лица, имеющего сертификат профессионального бухгалтера, виновным в совершении преступления против
собственности и порядка осуществления экономической деятельности;
- нарушения лицом, имеющим сертификат профессионального бухгалтера, требования подтверждения квалификации, установленного частью четвертой настоящего пункта.
При неоднократном в течение 12 месяцев подряд привлечении лица, имеющего сертификат профессионального бухгалтера, к административной ответственности за
совершение административных правонарушений против собственности, порядка налогообложения, порядка управления, в области финансов, рынка ценных бумаг,
банковской деятельности, предпринимательской деятельности сертификат профессионального бухгалтера может быть аннулирован.
Решение об аннулировании сертификата профессионального бухгалтера принимается Министерством финансов Республики Беларусь.
Лицо, сертификат профессионального бухгалтера которого аннулирован, вправе обжаловать решение об аннулировании указанного сертификата в
судебном порядке в течение 3 месяцев со дня получения решения об его аннулировании.
5. На должность главного бухгалтера Национального банка Республики Беларусь, банков назначается лицо, имеющее документальное подтверждение о принятии
специальной квалификационной комиссией Национального банка Республики Беларусь решения о признании кандидата на должность главного бухгалтера
прошедшим оценку соответствия квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации, а также отвечающее иным требованиям, установленным
законодательством Республики Беларусь.
6. На должность главного бухгалтера организации (за исключением общественно значимой организации) назначается лицо, отвечающее следующим требованиям:
- наличие высшего или среднего специального образования, предоставляющего в соответствии с законодательством Республики Беларусь право работать по
специальности бухгалтера, и стажа работы по специальности бухгалтера не менее 3 лет;
- отсутствие неснятой или непогашенной судимости за совершение преступлений против собственности и порядка осуществления экономической деятельности.
7. Организация, оказывающая услуги по ведению бухгалтерского учёта и (или) составлению отчётности, должна обеспечить оказание этих услуг не менее чем
одним работником, с которым заключён трудовой договор, соответствующим требованиям, указанным в пунктах 3, 5 – 6 настоящей статьи, в зависимости от того, какой
организации оказываются услуги.
Индивидуальный предприниматель, оказывающий услуги по ведению бухгалтерского учёта и (или) составлению отчётности, должен соответствовать требованиям,
указанным в пунктах 3, 5 – 6 настоящей статьи, в зависимости от того, какой организации оказываются услуги.
8. Главный бухгалтер (при отсутствии в штате должности главного бухгалтера – бухгалтер) подчиняется непосредственно руководителю организации. Указания и
распоряжения главного бухгалтера (при отсутствии в штате должности главного бухгалтера – бухгалтера) в пределах его компетенции обязательны для всех
структурных подразделений и работников организации.
9. В обязанности главного бухгалтера (при отсутствии в штате должности главного бухгалтера – бухгалтера) входят:
- формирование учётной политики организации;
- постановка и ведение бухгалтерского учёта в организации;
- составление и своевременное представление отчётности;
- иные обязанности в области бухгалтерского учета и отчетности.
10. В случае возникновения разногласий по вопросам совершения отдельных хозяйственных операций между руководителем организации и главным бухгалтером (при отсутствии в штате должности главного бухгалтера – бухгалтером) либо организацией или индивидуальным предпринимателем, оказывающими услуги по ведению бухгалтерского учета и (или) составлению отчетности, документы по этим операциям должны быть приняты к исполнению главным бухгалтером (при отсутствии в штате должности главного бухгалтера – бухгалтером), организацией или индивидуальным предпринимателем по письменному распоряжению руководителя организации. Руководитель организации единолично несет ответственность за совершение данных хозяйственных операций.
Статья 10. Учётная политика организации
1. Организация самостоятельно формирует свою учётную политику, руководствуясь законодательством Республики Беларусь, и излагает её в положении об учётной политике, которое подписывается
главным бухгалтером (при отсутствии в штате должности главного бухгалтера – бухгалтером) либо руководителем организации или индивидуальным предпринимателем, оказывающими
услуги по ведению бухгалтерского учёта и (или) составлению отчётности, и утверждается руководителем организации.
2. Учётная политика организации должна обеспечивать соблюдение принципов бухгалтерского учёта и отчётности, предусмотренных настоящим Законом.
3. Оформление первичных учётных документов, регистров бухгалтерского учёта и составление отчётности осуществляются на белорусском или русском языке.
4. Учётная политика организации включает:
- применяемые организацией виды учетной оценки активов и обязательств;
- план счетов бухгалтерского учёта организации;
- самостоятельно разработанные и утверждённые руководителем организации формы первичных учётных документов при их применении в организации;
- применяемую организацией форму бухгалтерского учёта;
- регламентацию движения первичных учётных документов и регистров бухгалтерского учёта;
- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;
- иные способы организации и ведения бухгалтерского учета.
5. Если в отношении конкретных хозяйственных операций, отдельных составляющих активов, обязательств, собственного капитала, доходов и расходов в нормативных правовых актах не установлен
порядок отражения их в бухгалтерском учёте, такой порядок разрабатывается организацией самостоятельно с применением профессионального суждения.
6. Учётная политика организации не изменяется, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 7 настоящей статьи.
7. Изменения в учётную политику организации могут быть внесены в случаях:
- изменения законодательства Республики Беларусь;
- изменения способов ведения бухгалтерского учёта, применение которых приведет к повышению правдивости и уместности содержащейся в отчётности информации;
- принятия решения о реорганизации или ликвидации организации.
8. Изменения в учётной политике организации должны быть обоснованы, подписаны главным бухгалтером (при отсутствии в штате должности главного бухгалтера – бухгалтером) либо руководителем
организации или индивидуальным предпринимателем, оказывающими услуги по ведению бухгалтерского учёта и (или) составлению отчётности, и утверждены руководителем организации.
Статья 11. Первичные учетные документы
1. Каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учётным документом.
2. Первичные учётные документы должны содержать следующие сведения:
- наименование документа, дату его составления;
- наименование организации, фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя;
- содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях;
- должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность её оформления, их фамилии, инициалы и подписи.
Первичные учётные документы могут содержать иные сведения, не являющиеся обязательными.
3. Формы первичных учётных документов, включенных в перечень, утверждаемый Советом Министров Республики Беларусь, утверждаются уполномоченными государственными органами, определёнными в
данном перечне.
Национальным банком Республики Беларусь дополнительно к формам первичных учетных документов, включенных в перечень, указанный в части первой настоящего пункта, утверждаются формы
первичных учётных документов для Национального банка Республики Беларусь, банков.
4. Формы первичных учётных документов, не указанных в пункте 3 настоящей статьи, могут утверждаться республиканскими органами государственного управления по согласованию с Министерством
финансов Республики Беларусь либо руководителем организации.
Организация вправе самостоятельно утверждать для применения формы первичных учётных документов независимо от наличия форм таких документов, утвержденных республиканскими органами
государственного управления по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь в соответствии с частью первой настоящего пункта.
5. Первичный учётный документ составляется при совершении хозяйственной операции, а если это не представляется возможным, – непосредственно после её совершения.
6. Первичный учётный документ составляется ответственным исполнителем совместно с другими участниками хозяйственной операции.
Первичный учётный документ, подтверждающий выполнение работ (оказание услуг), может быть подписан только исполнителем этих работ (услуг) в случаях, определяемых Министерством
финансов Республики Беларусь, при условии, что в договоре, заключённом в письменной форме между заказчиком и исполнителем работ (услуг), не предусмотрено документальное оформление
приёмки заказчиком выполненных работ (оказанных услуг).
7. Первичный учётный документ составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа.
Первичный учетный документ в форме электронного документа должен удовлетворять требованиям законодательства Республики Беларусь об электронных документах и электронной цифровой подписи.
8. Если первичные учетные документы составляются в форме электронного документа, организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях по требованию контролирующих и надзорных органов, суда, прокуратуры.
9. В первичных учетных документах (за исключением кассовых документов и первичных учетных документов, составленных в форме электронного документа) допускаются исправления.
Порядок внесения исправлений в первичные учетные документы определяется Министерством финансов Республики Беларусь.
Порядок внесения исправлений в первичные учетные документы, формы которых утверждаются Национальным банком Республики Беларусь, определяется Национальным банком Республики Беларусь.
10. Лица, составившие и подписавшие первичные учетные документы, обеспечивают своевременное и качественное оформление этих документов, передачу их в установленные сроки для отражения в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность содержащихся в них сведений.
11. Первичные учётные документы могут быть изъяты органами, которым законодательством Республики Беларусь предоставлены соответствующие полномочия. Главный бухгалтер (при отсутствии в
штате должности главного бухгалтера – бухгалтер) или другое должностное лицо организации вправе в присутствии представителя органа, производящего изъятие первичных учётных документов,
снять с этих документов копии, которые включаются в документы бухгалтерского учёта организации.
Статья 12. Регистры бухгалтерского учёта
1. Данные, содержащиеся в первичных учётных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учёта.
2. Регистры бухгалтерского учёта составляются на бумажном носителе и (или) в электронном виде в соответствии с применяемой организацией формой бухгалтерского учёта с соблюдением требований,
установленных настоящей статьёй.
3. При составлении регистров бухгалтерского учёта в электронном виде организация должна обеспечить возможность изготовления их копий на бумажном носителе.
4. Регистры бухгалтерского учёта должны содержать следующие сведения:
- наименование регистра;
- наименование организации;
- дату начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;
- хронологическую и (или) систематическую группировку хозяйственных операций;
- оценку хозяйственных операций в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях;
- фамилии, инициалы и подписи лиц, ответственных за ведение регистра.
5. В регистрах бухгалтерского учёта допускаются исправления. Исправление в регистре бухгалтерского учёта, составленном на бумажном носителе, должно содержать дату исправления и подпись лица,
внёсшего исправление. Указанное исправление влечет за собой идентичное изменение информации в регистрах бухгалтерского учёта, составленных в электронном виде.
6. Регистры бухгалтерского учёта могут быть изъяты органами, которым законодательством Республики Беларусь предоставлены соответствующие полномочия. Главный бухгалтер (при отсутствии в
штате должности главного бухгалтера – бухгалтер) или другое должностное лицо организации вправе в присутствии представителя органа, производящего изъятие регистров бухгалтерского учёта,
снять с этих регистров копии, которые включаются в документы бухгалтерского учета организации.
Статья 13. Учётная оценка активов, обязательств, собственного капитала, доходов и расходов
1. Учётная оценка активов, обязательств, собственного капитала, доходов и расходов производится в белорусских рублях.
2. Для отражения в бухгалтерском учёте и отчетности активов, обязательств, собственного капитала, доходов и расходов используются следующие виды учётной оценки:
- первоначальная стоимость – стоимость, по которой актив или обязательство принимаются к бухгалтерскому учёту;
- приведённая (дисконтированная) стоимость – текущая стоимость будущих поступлений и выбытия денежных средств от использования актива или текущая стоимость будущего использования
денежных средств на погашение обязательства;
- переоценённая стоимость – стоимость актива после его переоценки;
другие виды учётной оценки, установленные законодательством Республики Беларусь.
Порядок применения видов учётной оценки устанавливается законодательством.
3. Пересчёт стоимости денежных средств, финансовых вложений (за исключением финансовых вложений в уставные фонды других организаций), дебиторской задолженности и обязательств (за исключением
средств полученных и выданных авансов, предварительной оплаты, задатков), выраженных в иностранной валюте, в белорусские рубли производится организациями (за исключением Национального банка
Республики Беларусь, банков) по официальному курсу белорусского рубля по отношению к соответствующей иностранной валюте, устанавливаемому Национальным банком Республики Беларусь, на дату
совершения хозяйственной операции в иностранной валюте, а также на отчётную дату.
4. Курсовые разницы, возникающие в организациях (за исключением Национального банка Республики Беларусь, банков) при пересчёте выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств,
указанных в пункте 3 настоящей статьи, в белорусские рубли, относятся:
- бюджетными организациями – на увеличение или уменьшение финансирования из республиканского и (или) местных бюджетов, доходов от внебюджетной деятельности, доходов государственных
внебюджетных фондов, иных целевых источников в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
- иными некоммерческими организациями – на увеличение или уменьшение их доходов и расходов;
- коммерческими организациями – на увеличение или уменьшение активов, обязательств, собственного капитала, доходов или расходов в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
5. Порядок отражения курсовых разниц в бухгалтерском учёте и отчётности организаций (за исключением Национального банка Республики Беларусь, банков) устанавливается Министерством финансов
Республики Беларусь.
6. Порядок пересчёта стоимости активов и обязательств, выраженной в иностранной валюте, при изменении официального курса белорусского рубля по отношению к соответствующей иностранной валюте,
устанавливаемого Национальным банком Республики Беларусь, и отражения курсовых разниц в бухгалтерском учёте и отчётности Национального банка Республики Беларусь, банков устанавливается
Национальным банком Республики Беларусь.
Статья 14. Инвентаризация активов и обязательств
1. Активы и обязательства подлежат инвентаризации, при которой их фактическое наличие сопоставляется с данными бухгалтерского учёта.
2. Проведение инвентаризации обязательно:
- при реорганизации или ликвидации организации;
- перед составлением годовой отчётности;
- при смене материально ответственных лиц;
- при выявлении фактов хищения и (или) порчи активов;
- в случае чрезвычайных ситуаций;
- в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
3. Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия активов и обязательств с данными бухгалтерского учёта отражаются в бухгалтерском учёте и отчётности в порядке, установленном
Министерством финансов Республики Беларусь (для Национального банка Республики Беларусь, банков – Национальным банком Республики Беларусь).
ГЛАВА 4
ОТЧЁТНОСТЬ
Статья 15. Общие требования к отчётности
1. Организация должна составлять годовую отчётность, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь.
Организация должна составлять промежуточную отчётность в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
2. Отчётным периодом для годовой отчётности является календарный год – с 1 января по 31 декабря, кроме случаев реорганизации или ликвидации организации.
Отчётным периодом для промежуточной отчётности является период с 1 января по отчётную дату периода, за который составляется промежуточная отчётность.
Для вновь созданных организаций первым отчётным периодом для годовой отчетности является период с даты их государственной регистрации по 31 декабря, для промежуточной отчетности –
с даты их государственной регистрации по отчётную дату периода, за который составляется промежуточная отчётность.
3. Отчётность составляется в белорусских рублях.
4. При составлении отчётности должно быть обеспечено тождество данных аналитического учёта данным синтетического учёта за отчётный период, а также показателей отчётности данным
синтетического и аналитического учёта.
5. Отчётность организации считается составленной после подписания (утверждения) её руководителем организации и (или) иными лицами (органами), уполномоченными законодательством
или учредительными документами данной организации.
6. Содержащаяся в отчётности информация не является коммерческой тайной, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
7. Индивидуальная отчётность составляется в организации без учёта отчётности дочерних, зависимых хозяйственных обществ, дочерних унитарных предприятий, иных юридических лиц, с которыми
организация объединена в хозяйственную группу или холдинг, либо в организации, не имеющей дочерних, зависимых хозяйственных обществ, дочерних унитарных предприятий, или не
входящей в хозяйственную группу или холдинг.
Консолидированная отчётность составляется по группе организаций (хозяйственной группе, холдингу, юридическому лицу и его дочерним, зависимым хозяйственным обществам, юридическому лицу и
его дочерним унитарным предприятиям) как отчётность единой организации.
Порядок составления индивидуальной и консолидированной отчётности устанавливается Министерством финансов Республики Беларусь (для Национального банка Республики Беларусь, банков –
Национальным банком Республики Беларусь).
8. Сводная отчётность составляется по группе организаций, подчиненных республиканскому органу государственного управления или входящих в состав государственной организации, подчинённой Правительству Республики Беларусь, или входящих в состав государственного объединения, или по другой группе организаций, предусмотренной законодательством Республики Беларусь.
Порядок составления сводной отчетности устанавливается Министерством финансов Республики Беларусь.
9. Особенности составления и представления отчётности при реорганизации или ликвидации организаций устанавливаются Министерством финансов Республики Беларусь (для банков – Национальным
банком Республики Беларусь).
Статья 16. Состав отчётности
1. Отчётность организаций (за исключением некоммерческих организаций) состоит из:
- бухгалтерского баланса;
- отчёта о прибылях и убытках;
отчёта об изменении собственного капитала;
отчёта о движении денежных средств;
примечаний к отчетности.
2. Отчётность некоммерческих организаций (за исключением бюджетных организаций) состоит из:
- бухгалтерского баланса;
- отчёта о прибылях и убытках;
- отчёта о целевом использовании полученных средств;
- примечаний к отчётности.
3. Состав отчётности бюджетных организаций определяется Министерством финансов Республики Беларусь.
Статья 17. Представление и публикация отчетности
1. Организации (за исключением бюджетных организаций) представляют годовую индивидуальную отчётность:
- собственнику имущества (учредителям, участникам) организации и иным лицам, уполномоченным законодательством или учредительными документами данной организации;
- государственным органам, иным государственным организациям, подчинённым Правительству Республики Беларусь, если отчитывающиеся организации находятся в их подчинении (входят в их состав)
или являются хозяйственными обществами, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь или административно-территориальным единицам и переданы в управление этим органам,
организациям;
- иным организациям в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь.
2. Организации (за исключением бюджетных организаций, Национального банка Республики Беларусь) представляют годовую индивидуальную отчётность не позднее 31 марта года, следующего за отчётным.
3. Организации (за исключением бюджетных организаций, Национального банка Республики Беларусь, банков) представляют промежуточную индивидуальную отчетность в порядке и сроки, установленные:
- собственником имущества (учредителями, участниками) организации и иными лицами, уполномоченными законодательством или учредительными документами данной организации;
- государственными органами, иными государственными организациями, подчинёнными Правительству Республики Беларусь, если отчитывающиеся организации находятся в их подчинении (входят в их состав)
или являются хозяйственными обществами, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь или административно-территориальным единицам и переданы в управление этим
органам, организациям.
4. Национальный банк Республики Беларусь, банки представляют:
- годовую индивидуальную отчётность в порядке, установленном Национальным банком Республики Беларусь;
- промежуточную индивидуальную отчётность в порядке и сроки, установленные Национальным банком Республики Беларусь, учредителями (участниками) банков в соответствии с их учредительными
документами.
5. Бюджетные организации представляют годовую и промежуточную индивидуальную отчётность в порядке и сроки, установленные Министерством финансов Республики Беларусь.
6. Порядок и сроки представления консолидированной отчётности устанавливаются собственником имущества (учредителями, участниками) организации и иными лицами, уполномоченными законодательством
или учредительными документами данной организации (для Национального банка Республики Беларусь, банков – Национальным банком Республики Беларусь).
7. Днём представления организацией отчётности считается дата ее почтового отправления или фактической передачи по принадлежности.
8. Годовая отчётность организации в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, подлежит обязательной публикации. Если годовая отчётность в соответствии с законодательными
актами Республики Беларусь подлежит обязательному аудиту, она публикуется вместе с аудиторским заключением. Порядок и сроки публикации отчетности определяются законодательством
Республики Беларусь.
Статья 18. Составление, представление и публикация отчётности в соответствии с МСФО
1. На территории Республики Беларусь применяются МСФО, изданные Фондом Комитета по Международным стандартам финансовой отчётности, в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь
и Национальным банком Республики Беларусь.
2. Общественно значимые организации обязаны составлять, представлять и публиковать за отчётный год, следующий за годом, в котором МСФО приняты для применения на территории Республики Беларусь,
и последующие годы годовую консолидированную отчётность в соответствии с МСФО в белорусских рублях.
3. Годовая консолидированная отчётность составляется по группе организаций, определяемой в соответствии с МСФО.
4. Годовая консолидированная отчётность общественно значимой организации, составленная в соответствии с МСФО, подписывается (утверждается) её руководителем и (или) иными лицами (органами),
уполномоченными законодательством или учредительными документами данной организации.
5. Годовая консолидированная отчётность, составленная в соответствии с МСФО, представляется общественно значимыми организациями в Министерство финансов Республики Беларусь (Национальным
банком Республики Беларусь, банками – в Национальный банк Республики Беларусь) не позднее 30 июня года, следующего за отчётным.
6. Годовая консолидированная отчётность общественно значимой организации, составленная в соответствии с МСФО, на белорусском или русском языке, вместе с аудиторским заключением должна
быть размещена на сайте общественно значимой организации в глобальной компьютерной сети Интернет и (или) опубликована в республиканских печатных средствах массовой информации,
являющихся официальными изданиями, не позднее 31 июля года, следующего за отчётным.
Статья 19. Хранение документов бухгалтерского учёта и отчётности
1. Организации обязаны хранить первичные учётные документы, регистры бухгалтерского учёта и отчётность в течение сроков, установленных законодательством Республики Беларусь.
2. При хранении первичных учётных документов, регистров бухгалтерского учёта, отчётности должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений.
3. Программы кодирования, идентификации и обработки данных первичных учётных документов, архивы и базы данных на электронных носителях должны храниться в организации в течение сроков,
установленных для хранения первичных учетных документов на бумажных носителях, и иметь систему защиты от несанкционированного доступа.
4. Руководитель организации несёт ответственность за организацию хранения первичных учётных документов, регистров бухгалтерского учёта и отчётности.
ГЛАВА 5
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 20. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и отдельного положения закона Республики Беларусь
Признать утратившими силу:
Закон Республики Беларусь от 18.10.1994 "О бухгалтерском учёте и отчётности" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1994 г., № 34, ст.566);
Закон Республики Беларусь от 26.06.1007 "О внесении дополнений в Закон Республики Беларусь "О бухгалтерском учёте и отчётности» (Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь,
1997 г., № 27, ст.468);
Закон Республики Беларусь от 31.12.1997 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь" (Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь,
1998 г., № 2, ст.7);
Закон Республики Беларусь от 25.06.2001 "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О бухгалтерском учёте и отчётности» (Национальный реестр правовых актов
Республики Беларусь, 2001 г., № 63, 2/785);
Закон Республики Беларусь от 17.05.2004 "О внесении изменения в Закон Республики Беларусь "О бухгалтерском учёте и отчётности» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,
2004 г., № 77, 2/1027);
Закон Республики Беларусь от 29.12.2006 "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О бухгалтерском учёте и отчётности» (Национальный реестр правовых актов Республики
Беларусь, 2007 г., № 4, 2/1285);
статью 10 Закона Республики Беларусь от 26.12.2007 "О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов
Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам налогообложения" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 3, 2/1399);
Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 18.10.1994 "О порядке введения в действие Закона Республики Беларусь "О бухгалтерском учёте и отчётности» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета
Рэспублiкi Беларусь, 1994 г., № 34, ст. 567).
Статья 21. Меры по реализации настоящего Закона
Совету Министров Республики Беларусь и Национальному банку Республики Беларусь в шестимесячный срок принять меры по реализации настоящего Закона.
Статья 22. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2013 года, за исключением абзаца третьего пункта 3 статьи 9, вступающего в силу с 1 января 2016 года, а также статьи 21 и настоящей статьи,
вступающих в силу со дня официального опубликования настоящего Закона.