Контакты Трудоёмкость аудита Цены на услуги
ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ СОВРЕМЕННОГО АУДИТА
В развитии аудита в последние годы следует выделить ряд противоречивых тенденций.
С одной стороны, аудит утрачивает доверие пользователей, поскольку известны многочисленные случаи некачественного и неэффективного аудита, когда аудиторы недобросовестно оказывают свои услуги
в силу ряда причин (включая незаинтесованность руководства Заказчиков во вскрытии проблем) и в то же время избежали ответственности.
С другой - аудит постепенно проникает в различные сферы экономики и общественной жизни: кадровая политика, информационные системы, экологию, маркетинг, ценообразование, медицину, педагогику и т.д.
Повсеместное распространение аудита свидетельствует о кризисе доверия между взаимодействующими лицами. Однако в таком случае возникает вопрос о правомерности употребления термина "аудит" к
различной экспертной деятельности, которую называют аудитом, в расчёте на ассоциации с респектабельностью и надёжностью, характерными для этой профессиональной деятельности на протяжении веков.
Однако проведение аудита само по себе не способно улучшить положение вещей в отдельной сфере общественной жизни. Это и является одной из ловушек, в которую по собственной воле попадают
многие клиенты аудиторских фирм. И находиться в этой ловушке для них тем более легко, что успех или провалы аудита, как правило, не подлежат публичной огласке. К тому же отсутствуют
чёткие критерии эффективности аудита.
Кризис качества финансового аудита и доверия к нему. Вопрос о необходимости и информационной ценности аудита бухгалтерской отчётности возник за рубежом еще в 1980-х гг. В настоящее время имеет
место несоответствие между тем, что Заказчик ожидает и надеется получить в результате аудита, и той работой, которую выполняют аудиторы в ходе проверок. Бухгалтерские службы, инвесторы или
собственники, привлекающие аудиторов и пользующиеся их отчётами, нуждаются в решении совершенно других задач, чем ставят перед аудиторами законодательство и стандарты.
Одна сторона этой проблемы связана с ожиданием консультаций по минимизации налогообложения и гарантий отсутствия налоговых претензий.
Другая связана с восприятием аудита как надёжного метода распознавания мошенничества и/или ухудшения финансового состояния.
Это ожидание никогда не оправдывается, поскольку история знает достаточно фактов несостоятельности аудита, когда аудиторы не могли или не захотели увидеть то, что финансовая отчётность компании
вводит в заблуждение пользователей.
Заказчики ожидают, что аудит обеспечивает определённый уровень надежности, тогда как в действительности он гораздо ниже. Однако аудиторы извлекают пользу из этого несоответствия тем, что
устанавливают высокие гонорары, которые отвечают высоким ожиданиям. В итоге аудиторы получают оплату за меньший объём работ, чем был заявлен, поскольку выдают некачественные заключения по
отчётности, которые не являются ни объективными, ни достоверными.
Ликвидация Arthur Andersen после их провала по выявлению мошенничества в компании Enron свидетельствует о наличии попыток сократить несоответствие между ожиданиями Заказчиков и работой,
выполняемой аудиторами. В то же время дело Caparo в Великобритании в 1980-х гг. закончилось отменой большинства видов ответственности для аудиторов. Оправдания аудиторов по поводу некачественной
работы связаны с тем, что претензии заказчиков и общественности нереалистичны и необоснованны.
В этой связи необходимо дополнительное разъяснение им стандартов профессии.
Другие аудиторы ссылаются на особенности регулирования их деятельности и утверждают, что дела в профессии шли бы лучше, если бы большая роль отводилась саморегулированию, а не государственному
вмешательству.
Формирование выборки при проверках не соответствует методикам из учебной литературы.
Аудиторские процедуры являются непроработанными и путаными.
Подготовка рабочей документации аудитора занимает, по крайней мере, равное, если не более значимое, место, чем сбор надёжных аудиторских доказательств.
Утверждение о том, что аудит проводится в интересах собственников, подвергается аудиторами сомнению, поскольку отсутствует уверенность в том, что они знакомятся с содержанием отчётности.
В таких условиях наблюдается рост значимости и обособление сопутствующих аудиту услуг, связанных с аудиторской деятельностью (консультации, семинары, ведение бухгалтерского учёта и др.).
Доходы от оказания прочих услуг в деятельности аудиторских фирм весьма значительны. В целом по стране на долю услуг по проведению аудита приходится менее половины всего объёма оказанных
аудиторских услуг. Однако структура аудиторских услуг в центре и регионах неодинакова. В Минске преобладающими являются прочие услуги, в регионах - проведение аудита.
С одной стороны, аудит помогает компаниям-клиентам воспользоваться доверием общества и инвесторов, которым они представляют свои отчёты. С другой - аудит дает возможность
аудиторам/консультантам заработать на корпоративных клиентах. В то же время аудит позволяет менеджерам примириться с существующей управленческой и экономической практикой и чувствовать
себя комфортнее с вновь открывшимися рисками. Благодаря этому имиджу показной надёжности и респектабельности, а также сокрытию многих провалов аудит покорил современное общество,
что и привело к его повсеместному распространению.
Давление на аудируемых лиц и перекладывание на них работы аудиторов. В настоящее время понятие "аудит" не ограничено только финансовыми аспектами. Какая-либо деятельность может быть
проаудирована не только с позиций израсходованных денежных средств, но и по существу самой этой деятельности, ее эффективности и достижения целей. Общество способствует развитию контроля,
и всё больше предпринимателей обнаруживают, что их функционирование подвергается детальной экспертизе. Деятельность предпринимателей и организаций всё более формализуется и становится
аудируемой. Аудит постепенно становится основным способом организации контроля в обществе, отвечающим современным требованиям и ожиданиям пользователей.