Контакты Трудоёмкость аудита Цены на услуги
КАК ВЫБРАТЬ АУДИТОРА
До 30 июня 2012 года (последнего срока представления аудиторского заключения годовой бухгалтерской отчётности за 2011 год) остались не так много времени,и время летит быстро. Поэтому организациям, деятельность которых подлежит обязательному ежегодному аудиту, следует уделить время проблеме выбора аудитора, которому будет доверена проверка годовой бухгалтерской отчётности и финансового состояния Вашей организации, а также выплачено довольно значительная сумма вознаграждение за аудиторское заключение, являющееся составной частью годовой бухгалтерской отчётности. Естественно желание заказчика за минимальную цену получить максимальное качество услуг, однако на стоимость аудиторской проверки влияет ряд факторов.
Для правильного выбора аудитора необходимо чётко понимать, что такое аудиторская проверка и для чего в принципе нужен аудит.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 декабря 2002 г. № 164-З «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность – это предпринимательская деятельность по независимой
проверке бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности и других документов организаций в целях выражения мнения о её достоверности и соответствии совершённых финансовых (хозяйственных)
операций законодательству.
Под достоверностью понимается степень точности данных бухгалтерской отчётности, которая позволяет пользователю этой отчётности на основании её данных делать правильные выводы о результатах
хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении организации и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
Кто же заинтересован в достоверности бухгалтерской отчётности?
а) СОБСТВЕННИК, так как от правильности данных отчётности зависит размер дохода, на который он может рассчитывать при распределении чистой прибыли.
б) ДИРЕКТОР ОРГАНИЗАЦИИ, потому что он:
- должен показать собственнику (акционерам), что организации работает эффективно и для удовлетворения интересов собственника;
- рассчитывает на справедливое вознаграждение от результатов хозяйственной деятельности;
- обязан контролировать квалификацию и правильность работы главного бухгалтера;
- хочет быть уверен в отсутствии хозяйственных и налоговых рисков у вверенной ему организации;
- на основе данных отчётности разрабатывает и оценивает текущие и перспективные планы организации.
в) ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР И ДРУГИЕ РАБОТНИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОРГАНИЗАЦИИ, поскольку:
- некоторые решения по нестандартным ситуациям в учёте были приняты слишком поспешно, без глубокого анализа и проработки (а бухгалтерия успевает в лучшем случае справляться с
текущими проблемами учёта);
- нынешнее налоговое и бухгалтерское законодательство настолько запутанно, сложно и часто изменяется в течение года, и только аудитор может дать наиболее близкую к правильной
оценку правильности учёта и налогообложения;
- необходимо регулярно контролировать работу рядовых бухгалтеров на их участках учёта.
г)
ИНВЕСТОРЫ И БАНКИ, так как их интересует:
- вероятность возврата вложенных ими денег или выданных организации кредитов, способность своевременной уплаты процентов по кредитам и займам;
- доходность инвестиций, эффективность управления организацией и структура капитала.
- анализ развития организации за ряд лет и его перспективы.
д) КЛИЕНТЫ И КРЕДИТОРЫ (особенно при выполнении долгосрочных договоров), потому что для них важна платежеспособность и гарантии на товары и услуги организации.
е)
НАЛОГОВЫЕ, СТАТИСТИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ, поскольку:
- достоверность бухгалтерской отчётности свидетельствует о правильном исчислении налогов и сборов;
- результаты хозяйственной деятельности отражают тенденции развития отдельной организации и экономики в целом.
Поэтому основными задачами аудитора, которые он достигает в ходе аудиторской проверки, являются:
1. Подтверждение достоверности бухгалтерской отчётности, т.е. насколько реально и достоверно она отражает деятельность организации;
2. Выявление в процессе аудита всевозможных нарушений со стороны должностных лиц, которые могут повлиять на результаты
хозяйственной деятельности организации;
3. Выявление налоговых, учётных и хозяйственных рисков организации и их минимизация.
Выбор аудитора или аудиторской компании (и уровень оплаты их услуг) зависит прежде всего от целей их привлечения, которые
можно сгруппировать на 6 основных направлений:
1) С ЦЕЛЬЮ ПОЛУЧЕНИЯ ФОРМАЛЬНОГО АУДИТОРСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ для его представления в инспекцию МНС в составе годовой бухгалтерской отчётности.
Стоимость выборочной аудиторской проверки зависит в данном случае лишь от финансовых возможностей организации, в частности от желания сэкономить (купив подешевле "кота в мешке",
хотя дешёвые услуги никогда не отличались качеством). Польза от аудита в данном случае будет минимальной, за исключением незначительных исправлений в документах и уточнения налоговой отчётности.
Зачастую аудиторы вместо полноценного аудита, который они обязаны проводить согласно аудиторским стандартам, ограничиваются весьма поверхностной проверкой отчётности, не вникая в особенности
деятельности Вашей организации. Основные вопросы останутся вне поля зрения – каковы же перспективы развития его бизнеса, оценку возможных рисков, анализ квалификации персонала и многое другое.
Если уж законом предписан обязательный аудит, почему бы не извлечь из этой процедуры максимальную пользу?
2) РЕАЛЬНЫЙ АУДИТ - получение, наряду с аудиторским заключением, квалифицированных рекомендаций по совершенствованию организации бухгалтерского учёта и внутреннего контроля, и снижению
налоговых рисков перед сдачей отчётности в налоговые органы, а также получение практической помощи по исправлению выявленных нарушений.
Проведение комплексного аудита включает экспертизу документооборота и управленческого учёта, разработку мер по исправлению системы учёта и внутреннего контроля,
финансовому оздоровлению, подготовке бизнес-плана, корректировке финансовой и маркетинговой стратегии организации, выявлению резервов роста, минимизации рисков.
Этот вид услуг, приносящих реальную пользу заказчику, способны проводить лишь наиболее опытные и инициативные аудиторы, которые становятся эффективными советниками топ-менеджеров.
Стоимость аудиторских услуг примерно в 1,5-2 раза больше обычного, но за эти деньги заказчик получает бесплатное аудиторское и консультационное сопровождение и расширенный
пакет услуг. Добросовестно проведённый аудит фактически облегчает жизнь предпринимателя, так как возрастает качество принимаемых на основе хозяйственной информации управленческих решений
и снижается риск возникновения неприятных отношений с налоговыми органами.
3) АУДИТ ПО ПОДТВЕРЖДЕНИЮ предоставляемой иностранным собственникам и инвесторам финансовой отчётности, составленной в соответствии с международными стандартами учёта и отчётности,
планирование организацией привлечения финансовых ресурсов иностранных компаний или банков для реализации инвестиционных или коммерческих проектов.
Данный вид аудита обычно заказывают совместные предприятия и дочерние фирмы международных компаний, представительства иностранных юридических лиц, а также крупные предприятия-экспортёры.
Стоимость аудита в 5-20 раз выше обычного, что вызвано "повышенной трудоёмкостью" аудита (на сбор и анализ информации) и необходимостью оформлять результаты аудита и трансформации отчётности
на иностранном языке.
Этот вид аудиторских услуг оказывает лишь несколько крупных аудиторских фирм и аудиторов-профессионалов.
4) ПРОВЕДЕНИЕ НАЛОГОВОГО АУДИТА (при необязательности аудиторской проверки) для предотвращения неблагоприятных налоговых последствий, экономии времени аудитора и средств Заказчика.
5) Проверка состояния учёта и финансового положения предприятия при смене директора или главного бухгалтера (проводится экспресс-аудит, который выявит методологические проблемы в учёте, требующие более тщательной их проверки и срочных исправлений. В результате Заказчик получает общую картину положения дел в организации и не переплачивает за проведение всеобъемлющей аудиторской проверки.
6) ПРОВЕДЕНИЕ АУДИТА ПО ИНИЦИАТИВЕ СОБСТВЕННИКА, АКЦИОНЕРОВ ИЛИ ВОЗМОЖНЫХ ИНВЕСТОРОВ
(причём цена аудиторской проверки нередко не имеет значения).
Тогда выбирается аудиторская компания или аудитор, имеющие высокий рейтинг доверия среди потенциальных пользователей бухгалтерской отчётности.
Короче говоря, заказчик платит за высокую репутацию аудитора, за его "торговую марку". Чем выше рейтинг аудиторской компании, чем больше она дорожит добрым именем, а значит своим аудиторским
заключением, тем выше стоимость таких услуг. Стоимость аудиторских услуг в несколько раз выше обычного, однако предприятия идут на такие затраты, считая их оправданными.
Процедура проведения тендера на право проведения аудита делится на этапы:
1. Создание конкурсной комиссии.
2. Подготовка положения о конкурсе и утверждение всех необходимых документов.
3. Подготовка перечня аудиторов и фирм (в пределах 10), удовлетворяющих условиям тендера.
4. Направление приглашения к конкурсу.
5. Направление технического задания тем фирмам, которые готовы выдвинуть свои предложения.
6. Оценка предложений.
7. Проведение переговоров и заключение контракта.
Основные документы, необходимые для проведения конкурса:
Положение о конкурсе;
Письмо-приглашение к выражению заинтересованности;
Приглашение участника конкурса;
Отчёт оценочной комиссии;
Оценочный лист;
Письмо-уведомление победителю конкурса;
Письмо-уведомление участникам конкурса;
Образец технического задания.
Составление технического задания должно быть завершено до того, как участники начнут присылать свои предложения.
Организация может подготовить техническое задание самостоятельно, может привлечь для этой цели консультантов, но в этом случае этот консультант участвовать в конкурсе не имеет права.
Как же на практике сравнить и оценить предложения различных аудиторских компаний и частных аудиторов?
Вашему вниманию предлагается следующая методика, предлагаемая Всемирным банком и используемая при выборе аудиторов в
крупных российских фирмах. Итоги тендера подводятся в соответствии с Методическими рекомендациями для организации работы конкурсных
комиссий для проведения конкурсного отбора аудиторских организаций для осуществления ежегодного
обязательного аудита организаций, в уставном фонде которых доля государственной собственности составляет не менее 25% (утверждёнными заместителем министра финансов РФ А.Ю.Петровым 24 апреля 2003 г.).
Доработка данной методики возможна с учётом приоритетов конкретных заказчиков.
Основные критерии и их вес (в процентах), необходимые для оценки предложения аудитора (аудиторской компании), можно разделить на 4 группы:
Оценку членов оценочной комиссии (от 0 до 100 баллов по каждому пункту) следует умножить на вес критерия.
1. Общая характеристика опыта аудитора (аудиторской фирмы) – 20%.
- общий опыт и время работы аудитора или аудиторской фирмы (до 10 баллов);
- известные заказчики аудитора (до 10 баллов);
- качество и информативность рекламных материалов (до 5 баллов);
- месторасположение, техническая оснащённость, внешний вид офиса (до 10 баллов);
- известность или периодичность упоминания в национальной прессе (до 5 баллов);
- репутация и рекомендации (до 5 баллов);
- участие в рейтингах аудиторов, т.е. открытость информации о выручке, количестве аудиторов и договоров (до 5 баллов);
- членство в профессиональных организациях (до 5 баллов);
- опыт в конкретной отрасли заказчика (до 10 баллов);
- опыт в осуществлении аналогичных проектов (до 10 баллов);
- информационно-методологическая поддержка работы аудитора (до 10 баллов);
- независимость от коммерческих структур (до 5 баллов);
- взаимодействие с международными структурами (до 10 баллов).
2. Уровень квалификации аудитора (специалистов аудиторской компании), которые будут проводить аудит – 50%.
- общее впечатление от аудитора – коммуникабельность, умение слушать и объяснять, понимание с ходу проблем заказчика (до 10 баллов);
- общее впечатление от предоставленного резюме (коммерческого предложения) – полнота и уместность информации (до 10 баллов);
- наличие дополнительных аттестатов и сертификатов (до 10 баллов);
- опыт работы аудитора в нужной заказчику отрасли и знание законодательной базы (до 15 баллов);
- продолжительность опыта работы в аудите и консалтинге (до 15 баллов);
- опыт осуществления аудиторской деятельности (до 15 баллов);
- опыт участия в крупных проектах или проектах иностранных фирм, знание МСФО (до 10 баллов);
- опыт руководства аналогичными проектами (до 5 баллов);
- предоставление дополнительных услуг (консультации, налоговое планирование и др.) (до 10 баллов).
3. Качество предлагаемых методов решения задач заказчика (план работ с указанием сроков исполнения) – 30%.
- адекватность и полнота понимания реальных проблем заказчика (до 10 баллов);
- соответствие предлагаемых аудиторских тестов и методик реальным проблемам заказчика (до 10 баллов);
- полнота и детальность плана аудита с учётом отраслевой специфики заказчика (до 15 баллов);
- механизм взаимодействия с заказчиком (учёт его пожеланий, корректировка планов в процессе аудита, передача опыта и знаний персоналу организации) (до 10 баллов);
- разумность соотношения работы в офисе заказчика и в своём офисе, норма – 90%/10% (до 5 баллов);
- оценка предполагаемых результатов работы аудитора – отчётов и рекомендаций (до 10 баллов);
- успешность работы с заказчиком при проведении аудита отчётности за предыдущие годы (до 15 баллов);
- наличие механизма контроля качества аудита (до 5 баллов);
- соответствие требованиям заказчика и разумность сроков выполнения работ (до 10 баллов);
- порядок оплаты аудиторских услуг – учёт финансовых возможностей заказчика (до 10 баллов).
4. Финансовое предложение (оценивается после завершения технической оценки).
При анализе финансового предложения следует учитывать реальную рыночную ситуацию (сроки оказания услуг, поэтапность аудита, скидки постоянным клиентам). Не нужно платить лишних денег,
однако низкие цены должны настораживать , поскольку не бывает дешёвых высококвалифицированных услуг.
Оценка финансового предложения является относительной, т.е. сравниваются все финансовые предложения участников тендера, соответственно предложение с самой низкой ценой принимается за 100%,
тогда как предложения с более высокими ценами рассчитываются как процент от предложения с более низкой ценой.
Чем сложнее задачи перед аудитором, тем меньшую роль играет финансовое предложение.
Для обычного аудита: 50% - техническая оценка и 50% - финансовая оценка.
Для комплексного аудита: 65% - техническая оценка и 35% - финансовая оценка.
Для аудита и трансформации отчётности по международным стандартам: 80% - техническая оценка и 20% - финансовая оценка.
Например, стоимость аудиторской проверки: аудитор неопытный – 100%, аудитор опытный - 118,2%, аудиторская фирма (со стажем работы 1-3 года) - 136,4%, аудиторская фирма (со стажем работы
более 10 лет) - 190,9%.
Пример 1 (проведение обычного аудита). Расчёт технической и финансовой оценки приведён в файле
Example.xls в формате Excel.
- опытный аудитор = 73,7 (тех.оценка) х 50% (вес) + 84,62% (фин.оценка) х 50% (вес) = 79,16;
- известная и опытная аудиторская фирма = 69,8 х 50% + 52,38% х 50% = 61,09;
- молодая аудиторская фирма = 56,2 х 50% + 73,33% х 50% = 64,77;
- неопытный аудитор = 45,0 х 50% + 100% х 50% = 72,50.
Победителем окажется опытный аудитор, предлагающий аудиторские услуги с лучшим соотношением цены и качества.
Пример 2 (проведение сложного аудита, включающего трансформацию отчётности в формате МСФО и проведение аудита по международным стандартам).
Окончательная оценка:
- опытный аудитор = 73,7 (тех.оценка) х 80% (вес) + 84,62% (фин.оценка) х 20% (вес) = 75,88;
- известная и опытная аудиторская фирма = 69,8 х 80% + 52,38% х 20% = 66,32;
- молодая аудиторская фирма = 56,2 х 80% + 73,33% х 20% = 59,63.
- неопытный аудитор = 45,0 х 80% + 100% х 20% = 56,00.
Победителем окажется опытный аудитор, хотя его услуги обойдутся заказчику дороже на 20-50%, чем услуги неопытного аудитора, но в итоге гораздо дешевле и качественнее,
чем средняя стоимость услуг аудиторских фирм, которые вместе с квалифицированным аудитором присылают ассистентов и молодых юристов, а заказчик оплачивает человеко-дни по
тарифам квалифицированного аудитора.