ПРОЕКТ
ЗАКОНА Республики Беларусь "Об аудиторской деятельности" 2013 г.[doc]
[pdf]
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
Настоящим Законом определяются правовые основы осуществления аудиторской деятельности на территории Республики Беларусь, а также регулируются отношения, возникающие в процессе осуществления
такой деятельности.
Статья 2. Основные термины, применяемые в настоящем Законе, и их определения
Для целей настоящего Закона применяются следующие термины и их определения:
аудируемые лица – юридические лица Республики Беларусь, их филиалы, представительства и иные обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, представительства иностранных и
международных организаций, хозяйственные группы, холдинги, простые товарищества (участники договора о совместной деятельности), индивидуальные предприниматели, в отношении которых
проводится аудит бухгалтерской (финансовой) отчётности и (или) оказываются иные аудиторские услуги (далее, если не установлено иное, – аудиторские услуги);
аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности – аудиторская услуга по независимой оценке бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в том числе составленной в соответствии
с Международными стандартами финансовой отчётности и их Разъяснениями (далее – МСФО) или законодательством других государств, в целях выражения аудиторского мнения о её достоверности;
аудитор – физическое лицо, имеющее квалификационный аттестат аудитора, выданный Министерством финансов Республики Беларусь;
аудиторская деятельность – предпринимательская деятельность по оказанию аудиторскими организациями, аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей
(далее – аудиторы – индивидуальные предприниматели), аудиторских услуг;
аудиторское заключение – документ, составленный аудиторской организацией, аудитором – индивидуальным предпринимателем в случаях, предусмотренных законодательством, по результатам оказания
аудиторских услуг и содержащий выраженное в установленной форме аудиторское мнение;
достоверность бухгалтерской (финансовой) отчётности – степень точности данных бухгалтерской (финансовой) отчётности, которая позволяет пользователям на основании данных бухгалтерской (финансовой)
отчётности принимать обоснованные экономические решения;
заказчики аудиторских услуг – аудируемые лица, собственник имущества (учредители, участники) аудируемых лиц, а также иные заинтересованные лица, заключившие с согласия аудируемого лица
(если иное не предусмотрено законодательством) с аудиторской организацией, аудитором – индивидуальным предпринимателем договор оказания аудиторских услуг;
контроль качества работы аудиторской организации, аудитора – индивидуального предпринимателя, аудитора – система организационных мер, методик и процедур по проверке соблюдения аудиторской
организацией, аудитором – индивидуальным предпринимателем, аудитором правил аудиторской деятельности, а также обоснованности сформированных ими выводов и выраженного аудиторского мнения.
Статья 3. Основные принципы аудиторской деятельности
Основными принципами аудиторской деятельности являются независимость, конфиденциальность, профессиональная компетентность, профессиональное поведение.
Принцип независимости заключается в обязательности отсутствия у аудиторской организации, аудитора – индивидуального предпринимателя, аудитора финансовой, имущественной или иной заинтересованности
в делах аудируемого лица, а также какой-либо зависимости от третьих лиц, которая может повлиять на объективность аудиторского мнения.
Принцип конфиденциальности заключается в нераспространении аудиторской организацией, аудитором – индивидуальным предпринимателем, аудитором информации о деятельности аудируемого лица
(заказчика аудиторских услуг), непредоставлении третьим лицам такой информации и получаемых или составляемых в ходе оказания аудиторских услуг документов, а также в неразглашении содержащихся
в данных документах сведений без согласия аудируемого лица (заказчика аудиторских услуг), за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, иными законодательными актами или договором
оказания аудиторских услуг.
Принцип профессиональной компетентности заключается в том, что аудитор обязан обладать необходимой профессиональной квалификацией, позволяющей ему обеспечивать качественное оказание аудиторских
услуг.
Принцип профессионального поведения заключается в соблюдении аудитором приоритета общественных интересов, общих норм морали, проявлении непредвзятости и беспристрастности при рассмотрении
профессиональных вопросов, формировании мнений и выводов, а также в несовершении действий, дискредитирующих профессию аудитора.
Статья 4. Законодательство Республики Беларусь об аудиторской деятельности
Законодательство Республики Беларусь об аудиторской деятельности основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, иных законов, нормативных правовых актов
Президента Республики Беларусь и других принятых в соответствии с ними актов законодательства.
Статья 5. Государственное регулирование аудиторской деятельности
Государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Национальным банком Республики Беларусь,
Министерством финансов Республики Беларусь в пределах их компетенции.
Президент Республики Беларусь определяет единую государственную политику и осуществляет иные полномочия в области аудиторской деятельности в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и
другими законодательными актами.
Совет Министров Республики Беларусь:
обеспечивает проведение единой государственной политики в области аудиторской деятельности;
устанавливает порядок проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям;
осуществляет иные полномочия в области аудиторской деятельности в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, иными законами Республики Беларусь и актами Президента
Республики Беларусь.
Национальный банк Республики Беларусь:
устанавливает квалификационные требования и требования к деловой репутации, предъявляемые к аудиторам, оказывающим аудиторские услуги в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях
(далее – банки), банковских группах, банковских холдингах, а также порядок проведения оценки соответствия таким требованиям;
устанавливает требования, предъявляемые к аудиторским организациям и аудиторам – индивидуальным предпринимателям, осуществляющим аудиторскую деятельность в банках, банковских группах,
банковских холдингах, а также порядок проведения оценки соответствия данным требованиям;
согласовывает аудиторскую организацию для проведения обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности банков и годовой консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности
о деятельности банковской группы, банковского холдинга, а также устанавливает порядок такого согласования;
принимает нормативные правовые акты в области аудиторской деятельности в банках, банковских группах, банковских холдингах;
определяет состав бухгалтерской (финансовой) отчетности, подлежащей обязательному аудиту в банках;
определяет объем сведений, включаемых в аудиторское заключение, составленное по результатам аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности банков и годовой консолидированной бухгалтерской
(финансовой) отчетности о деятельности банковской группы, банковского холдинга;
определяет порядок представления аудиторского заключения, составленного по результатам аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, в Национальный банк Республики Беларусь, аудируемым банкам,
головным организациям банковской группы и банковского холдинга, а также собственнику их имущества (учредителям, участникам) и совету директоров (наблюдательному совету) (при его наличии);
контролирует соблюдение аудиторами, аудиторскими организациями, аудиторами – индивидуальными предпринимателями законодательства об аудиторской деятельности в банках, банковских группах,
банковских холдингах;
осуществляет иные полномочия в области аудиторской деятельности в соответствии с законодательными актами.
Национальный банк Республики Беларусь вправе запрашивать информацию, необходимую для выполнения его функций в области аудиторской деятельности, у аудиторских организаций и аудиторов –
индивидуальных предпринимателей, осуществляющих аудиторскую деятельность в банках, банковских группах, банковских холдингах.
Министерство финансов Республики Беларусь:
реализует единую государственную политику в области аудиторской деятельности;
разрабатывает и принимает национальные правила аудиторской деятельности и другие нормативные правовые акты в области аудиторской деятельности (кроме аудиторской деятельности в банках, банковских
группах, банковских холдингах), устанавливает формы документов в данной области;
проводит аттестацию на соответствие квалификационным требованиям лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата аудитора;
ведет учет аудиторов, аудиторских организаций и аудиторов – индивидуальных предпринимателей;
запрашивает в порядке, установленном законодательством, информацию об осуществлении аудиторской деятельности аудиторскими организациями, аудиторами – индивидуальными предпринимателями;
контролирует соблюдение аудиторами, аудиторскими организациями, аудиторами – индивидуальными предпринимателями законодательства об аудиторской деятельности (за исключением законодательства
об аудиторской деятельности в банках, банковских группах, банковских холдингах);
обобщает информацию и проводит анализ осуществления аудиторской деятельности аудиторскими организациями, аудиторами – индивидуальными предпринимателями;
представляет в пределах своих полномочий Республику Беларусь в международных организациях, занимающихся вопросами аудиторской деятельности;
осуществляет иные полномочия в области аудиторской деятельности в соответствии с законодательством.
Статья 6. Методологический совет по аудиторской деятельности
Методологический совет по аудиторской деятельности Министерства финансов Республики Беларусь – научно-консультативный орган по методологическим вопросам аудиторской деятельности.
Состав методологического совета по аудиторской деятельности формируется из числа представителей государственных органов, учреждений высшего образования, общественных и государственных
объединений, аудиторских объединений, аудиторских организаций, а также аудиторов – индивидуальных предпринимателей и аудиторов.
Положение о методологическом совете по аудиторской деятельности и его персональный состав утверждаются Министерством финансов Республики Беларусь.
ГЛАВА 2
АУДИТОР, АУДИТОРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, АУДИТОРСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
Статья 7. Аудитор
Аудитор оказывает аудиторские услуги в качестве аудитора – индивидуального предпринимателя или в качестве работника аудиторской организации (работника аудитора – индивидуального предпринимателя).
Аудитор, имеющий судимость за совершение преступлений против интересов службы, собственности и порядка осуществления экономической деятельности, а также за совершение иных преступлений,
связанных с использованием служебных полномочий, которая не погашена или не снята в установленном законодательными актами порядке, не имеет права оказывать аудиторские услуги.
Для осуществления аудиторской деятельности в качестве аудитора – индивидуального предпринимателя необходимо наличие стажа работы аудитором в аудиторской организации (у аудитора –
индивидуального предпринимателя) или руководителем аудиторской организации не менее 2 лет из последних 5.
Квалификационные требования и требования к деловой репутации, предъявляемые к аудиторам, осуществляющим аудиторскую деятельность в банках, банковских группах, банковских холдингах, требования,
предъявляемые к аудиторам – индивидуальным предпринимателям, осуществляющим аудиторскую деятельность в банках, банковских группах, банковских холдингах, а также порядок проведения оценки
соответствия таким требованиям устанавливаются Национальным банком Республики Беларусь.
Статья 8. Аудиторская организация
Аудиторская организация – коммерческая организация, осуществляющая аудиторскую деятельность.
В штате аудиторской организации должно состоять не менее 5 аудиторов, для которых данная организация является основным местом работы.
Для целей настоящей статьи под основным местом работы понимается работа у нанимателя, у которого ведется трудовая книжка работника.
Аудиторская организация осуществляет аудиторскую деятельность и оказывает профессиональные услуги, предусмотренные в части второй статьи 17 настоящего Закона, только с привлечением работников,
состоящих в штате данной организации.
Руководителем аудиторской организации может быть аудитор, имеющий стаж работы аудитором в аудиторской организации (у аудитора – индивидуального предпринимателя), руководителем аудиторской
организации или аудитором – индивидуальным предпринимателем не менее двух лет из последних пяти.
Дополнительными требованиями к аудиторской организации, проводящей обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в соответствии с МСФО, являются:
наличие на сайте аудиторской организации в глобальной компьютерной сети Интернет информации о своей деятельности согласно требованиям к такой информации, установленным Министерством финансов
Республики Беларусь;
наличие в штате аудиторской организации не менее 2 аудиторов из числа указанных в части второй настоящей статьи, имеющих документы, подтверждающие знание МСФО и Международных стандартов аудита,
по перечню таких документов, определяемому Министерством финансов Республики Беларусь.
Требования к аудиторским организациям, осуществляющим аудиторскую деятельность в банках, банковских группах, банковских холдингах, порядок проведения оценки соответствия таким требованиям, а
также порядок согласования аудиторской организации для проведения обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности банков и годовой консолидированной бухгалтерской (финансовой)
отчетности о деятельности банковской группы, банковского холдинга устанавливаются Национальным банком Республики Беларусь.
Статья 9. Аудиторское объединение
Аудиторские организации и (или) аудиторы – индивидуальные предприниматели в целях координации своей деятельности, а также представления и защиты своих имущественных интересов могут создавать
аудиторские объединения в соответствии с законодательством.
Аудиторские объединения вправе:
представлять интересы своих членов в государственных, общественных и международных организациях;
устанавливать обязательные для соблюдения своими членами внутренние правила аудиторской деятельности, а также кодекс профессиональной этики аудиторов, определяющий свод правил поведения,
обязательных для соблюдения аудиторами при осуществлении ими аудиторской деятельности;
вносить предложения о совершенствовании порядка аттестации на соответствие квалификационным требованиям лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата аудитора;
участвовать через своих представителей в работе методологического совета по аудиторской деятельности;
обобщать опыт работы аудиторских организаций, аудиторов – индивидуальных предпринимателей, разрабатывать рекомендации по выполнению правил аудиторской деятельности и иным вопросам, связанным
с осуществлением такой деятельности;
осуществлять внешний контроль качества работы аудиторских организаций и аудиторов – индивидуальных предпринимателей, являющихся членами аудиторского объединения, в соответствии с уставом
и внутренними правилами аудиторской деятельности аудиторского объединения;
выполнять иные функции, определенные уставом аудиторского объединения.
ГЛАВА 3
ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, АУДИТОРОВ – ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, АУДИРУЕМЫХ ЛИЦ, ЗАКАЗЧИКОВ АУДИТОРСКИХ УСЛУГ. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ
Статья 10. Права аудиторской организации, аудитора – индивидуального предпринимателя
Аудиторские организации и аудиторы – индивидуальные предприниматели имеют право:
самостоятельно определять формы и методы оказания аудиторских услуг;
проверять у аудируемого лица первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и другие документы о его деятельности, фактическое наличие отдельных активов и обязательств, их
соответствие данным бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности;
участвовать в проведении инвентаризации активов и обязательств;
получать в соответствии с законодательством по письменному запросу в республиканских органах государственного управления и иных государственных организациях, подчиненных Правительству Республики
Беларусь, банках и других организациях сведения о деятельности аудируемого лица, необходимые для выполнения договора оказания аудиторских услуг;
привлекать на договорной основе в соответствии с законодательством в качестве экспертов лиц, не состоящих в штате аудиторской организации и обладающих специальными навыками, знаниями и опытом в
определенной сфере деятельности, отличной от аудиторской деятельности;
получать у должностных лиц аудируемого лица при заключении договора оказания аудиторских услуг информацию, необходимую для оценки объема работ по данному договору, разъяснения в устной и (или)
письменной форме, а также в электронном виде по вопросам, возникающим в ходе оказания аудиторских услуг;
отказаться от оказания аудиторских услуг в случаях непредставления аудируемым лицом необходимых документов, произвольного вмешательства аудируемого лица в процесс оказания аудиторских услуг,
выявления в ходе проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности обстоятельств, оказывающих либо способных оказать влияние на аудиторское мнение;
осуществлять иные права, не противоречащие законодательству и вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг.
Статья 11. Обязанности аудиторской организации, аудитора – индивидуального предпринимателя
Аудиторские организации и аудиторы – индивидуальные предприниматели обязаны:
выполнять требования законодательства при осуществлении аудиторской деятельности и оказании профессиональных услуг;
вести учет заключенных договоров оказания аудиторских услуг;
качественно оказывать аудиторские и профессиональные услуги;
возмещать в порядке, установленном законодательством, причиненные убытки в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательств, предусмотренных договором оказания аудиторских услуг,
в том числе неисполнения обязанности по качественному оказанию аудиторских услуг;
осуществлять внутренний контроль качества работы аудиторов в соответствии с установленными аудиторской организацией или аудитором – индивидуальным предпринимателем внутренними правилами
аудиторской деятельности;
обеспечивать сохранность полученных, в том числе в электронном виде, документов аудируемых лиц;
отказаться от оказания аудиторских услуг в целях соблюдения принципа независимости аудиторской деятельности;
уведомлять заказчика аудиторских услуг о выявленных искажениях и рекомендуемых действиях исходя из результатов оказания аудиторских услуг;
сообщать собственнику имущества (учредителям, участникам) аудируемого лица по итогам проведенного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в письменной форме сведения, свидетельствующие
о нарушении законодательства, в результате которого причинен либо может быть причинен ущерб физическому лицу, и (или) юридическому лицу, и (или) государству в размере, превышающем 1000 базовых
величин, установленных на момент причинения вреда;
представлять в соответствии с требованиями законодательства аудиторское заключение;
обеспечивать сохранность документов, подготовленных аудиторской организацией или аудитором – индивидуальным предпринимателем, в том числе в электронном виде, в ходе оказания аудиторских услуг,
в течение не менее 5 лет с момента завершения оказания аудиторских услуг по договору оказания аудиторских услуг, если иное не установлено законодательством;
обеспечивать соблюдение принципа конфиденциальности;
соблюдать условия договора оказания аудиторских услуг;
информировать Министерство финансов Республики Беларусь о своем намерении осуществлять аудиторскую деятельность в порядке, установленном законодательством;
представлять в Министерство финансов Республики Беларусь информацию об осуществлении аудиторской деятельности в порядке, установленном законодательством;
при проведении контролирующими органами контроля за соблюдением законодательства об аудиторской деятельности предоставлять все необходимые для проверки документы и информацию, в том числе в
электронном виде;
исполнять в соответствии с законодательством иные обязанности, в том числе вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг.
Статья 12. Ответственность аудиторской организации, аудитора – индивидуального предпринимателя
Аудиторские организации и аудиторы – индивидуальные предприниматели несут ответственность за:
нарушение законодательства об аудиторской деятельности;
нарушение условий договора оказания аудиторских услуг;
аудиторское мнение, выраженное в аудиторском заключении;
выдачу заведомо ложного аудиторского заключения.
Статья 13. Права аудируемого лица, заказчика аудиторских услуг
Аудируемые лица, заказчики аудиторских услуг имеют право:
самостоятельно выбирать аудиторскую организацию или аудитора – индивидуального предпринимателя для оказания аудиторских услуг, если иное не предусмотрено законодательными актами;
получать от аудиторской организации, аудитора – индивидуального предпринимателя аудиторское заключение, информацию о требованиях актов законодательства Республики Беларусь или законодательства
других государств, на которых основываются их замечания и выводы, выявленных нарушениях, а также рекомендации по устранению таких нарушений;
отказаться от выполнения договора оказания аудиторских услуг в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения аудиторской организацией, аудитором – индивидуальным предпринимателем своих
обязательств либо потребовать замены аудитора;
сообщать о допущенных аудиторской организацией, аудитором – индивидуальным предпринимателем, аудитором нарушениях законодательства об аудиторской деятельности в Министерство финансов Республики
Беларусь, Национальный банк Республики Беларусь и иные уполномоченные органы;
на возмещение в порядке, установленном законодательством, причиненных аудиторской организацией, аудитором – индивидуальным предпринимателем убытков в случае невыполнения или ненадлежащего
выполнения обязательств, предусмотренных договором оказания аудиторских услуг, в том числе неисполнения обязанности по качественному оказанию аудиторских услуг;
осуществлять иные права, не противоречащие законодательству и вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг.
Статья 14. Обязанности аудируемого лица, заказчика аудиторских услуг
Аудируемые лица, заказчики аудиторских услуг обязаны:
создавать аудиторской организации, аудитору – индивидуальному предпринимателю условия для своевременного и качественного оказания аудиторских услуг;
выполнять требования аудиторской организации, аудитора – индивидуального предпринимателя, вытекающие из законодательства и условий договора оказания аудиторских услуг;
не вмешиваться в процесс оказания аудиторской организацией, аудитором – индивидуальным предпринимателем аудиторских услуг;
не предпринимать действий, направленных на сокрытие (ограничение доступа) информации и документов, запрашиваемых аудиторской организацией, аудитором – индивидуальным предпринимателем,
при этом наличие в информации и документах сведений, содержащих коммерческую тайну, не может являться основанием для отказа в их предоставлении;
направлять по требованию аудиторской организации, аудитора – индивидуального предпринимателя письменный запрос от своего имени в адрес третьих лиц для получения необходимой информации;
выполнять требования настоящего Закона и национальных правил аудиторской деятельности;
соблюдать условия договора оказания аудиторских услуг;
исполнять в соответствии с законодательством иные обязанности, в том числе вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг.
Аудируемые лица помимо обязанностей, предусмотренных в части первой настоящей статьи, обязаны:
при заключении договора оказания аудиторских услуг предоставлять аудиторской организации, аудитору – индивидуальному предпринимателю по их запросу информацию, необходимую для оценки объема
работ по данному договору;
предоставлять аудиторской организации, аудитору – индивидуальному предпринимателю для своевременного и качественного оказания аудиторских услуг все необходимые документы, в том числе в
электронном виде, давать разъяснения в устной и (или) письменной форме, а также в электронном виде;
устранить выявленные аудиторской организацией, аудитором – индивидуальным предпринимателем нарушения и внести соответствующие изменения в бухгалтерскую (финансовую) отчетность и (или)
налоговые декларации (расчеты) в течение 30 календарных дней с даты получения аудиторского заключения;
в случае проведения обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности уведомить о факте его проведения налоговые органы по месту постановки на учет не позднее 1 июля года,
следующего за отчетным.
Статья 15. Ответственность аудируемого лица, заказчика аудиторских услуг
Аудируемые лица, заказчики аудиторских услуг несут ответственность за полноту и достоверность документов и информации, предоставленных, в том числе в электронном виде, аудиторской организации, аудитору – индивидуальному предпринимателю для оказания аудиторских услуг.
Проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности не освобождает аудируемое лицо от ответственности за допущенные нарушения законодательства.
Уклонение руководителя юридического лица от проведения обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности влечет ответственность в соответствии с законодательными актами.
Статья 16. Разрешение споров
Споры, возникающие между аудиторами, аудиторскими организациями, аудиторами – индивидуальными предпринимателями, а также между ними и аудируемыми лицами, заказчиками аудиторских услуг, разрешаются в судебном порядке и иными способами, предусмотренными законодательством и договором оказания аудиторских услуг.
ГЛАВА 4
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА
Статья 17. Аудиторская деятельность и профессиональные услуги
Аудиторские организации, аудиторы – индивидуальные предприниматели при осуществлении аудиторской деятельности проводят аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляют обзоры
финансовой информации, выполняют специальные аудиторские задания и оказывают сопутствующие аудиту услуги, установленные законодательством.
Аудиторские организации, аудиторы – индивидуальные предприниматели помимо осуществления аудиторской деятельности могут оказывать следующие профессиональные услуги:
ведение бухгалтерского и (или) иного учета, составление бухгалтерской (финансовой) и (или) иной отчетности, в том числе в соответствии с МСФО, законодательством других государств, составление
налоговых деклараций (расчетов);
анализ хозяйственной деятельности организации, оценка предпринимательских рисков, финансовое планирование;
разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
оценка стоимости объектов гражданских прав;
консалтинговые услуги;
автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
разработка методических пособий и рекомендаций по вопросам осуществления аудиторской деятельности и оказания профессиональных услуг;
реализация образовательной программы обучения в организациях, а также образовательной программы обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов и иных видов
обучающих курсов) по вопросам осуществления аудиторской деятельности и оказания профессиональных услуг.
Профессиональные услуги оказываются с соблюдением соответствующих требований законодательства.
Аудиторским организациям, аудиторам – индивидуальным предпринимателям запрещается заниматься иными видами предпринимательской деятельности, кроме аудиторской деятельности и оказания
профессиональных услуг.
Аудиторская организация, аудитор – индивидуальный предприниматель до начала осуществления аудиторской деятельности информируют Министерство финансов Республики Беларусь о своем намерении
осуществлять такую деятельность в порядке, установленном законодательством.
Аудиторская деятельность в банках, банковских группах, банковских холдингах осуществляется с учетом требований банковского законодательства.
Оказание аудиторских и профессиональных услуг лицам, чья бухгалтерская (финансовая) отчетность и иная информация, связанная с бухгалтерским учетом и бухгалтерской (финансовой) отчетностью,
содержат сведения, составляющие государственные секреты, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Статья 18. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности
Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности – аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, обязательность проведения которого установлена настоящим Законом и другими законодательными
актами.
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, составленная в соответствии с МСФО, подлежит обязательному аудиту.
Ежегодно проводится обязательный аудит годовой индивидуальной и консолидированной (в случае ее составления) бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в соответствии с требованиями
законодательства Республики Беларусь:
акционерных обществ, обязанных согласно законодательству публиковать для всеобщего сведения годовой отчет;
Национального банка Республики Беларусь;
банков, банковских групп, банковских холдингов;
бирж;
коммерческих организаций с иностранными инвестициями;
страховых организаций, страховых брокеров;
резидентов Парка высоких технологий;
организации, осуществляющей гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц;
профессиональных участников рынка ценных бумаг;
иных организаций, у которых объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий отчетный год превышает в эквиваленте 3 000 000 евро по официальному курсу
белорусского рубля к евро, установленному Национальным банком Республики Беларусь на 31 декабря предыдущего отчетного года.
Обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности колхозов (сельскохозяйственных производственных кооперативов) и крестьянских (фермерских) хозяйств не проводится.
Юридические лица, указанные в абзаце одиннадцатом части третьей настоящей статьи, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальным
единицам, в которых в отчетном периоде была проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности в рамках ведомственного контроля, освобождаются от проведения обязательного аудита годовой
индивидуальной и консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь, за этот период.
Юридические лица, указанные в абзацах втором, пятом – восьмом, десятом и одиннадцатом части третьей настоящей статьи, освобождаются от обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой)
отчетности, составленной в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь, если за аналогичный отчетный период у них проведен аудит годовой бухгалтерской (финансовой)
отчетности, составленной в соответствии с МСФО.
Президентом Республики Беларусь могут быть установлены иные случаи освобождения аудируемых лиц от проведения обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в соответствии с МСФО, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности страховых организаций, страховых брокеров,
бирж, Национального банка Республики Беларусь, банков и годовой консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности о деятельности банковской группы, банковского холдинга, составленных
в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь, проводится только аудиторскими организациями.
Обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности должен быть проведен не позднее 30 июня года, следующего за отчетным.
Статья 19. Правила аудиторской деятельности
Правила аудиторской деятельности подразделяются на:
национальные правила аудиторской деятельности;
внутренние правила аудиторской деятельности аудиторского объединения;
внутренние правила аудиторской деятельности аудиторской организации или аудитора – индивидуального предпринимателя.
Национальные правила аудиторской деятельности – принятые Министерством финансов Республики Беларусь нормативные правовые акты, устанавливающие требования к порядку осуществления аудиторской
деятельности, а также регулирующие иные вопросы, предусмотренные настоящим Законом.
Внутренние правила аудиторской деятельности аудиторского объединения (аудиторской организации или аудитора – индивидуального предпринимателя) – принятые аудиторским объединением (аудиторской
организацией или аудитором – индивидуальным предпринимателем) локальные нормативные правовые акты, устанавливающие единые требования к порядку оказания аудиторских услуг, контролю качества
работы аудиторской организации, аудитора – индивидуального предпринимателя, аудитора и содержащие рекомендации по выполнению требований национальных правил аудиторской деятельности.
Внутренние правила аудиторской деятельности аудиторского объединения являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов – индивидуальных предпринимателей, являющихся членами данного
аудиторского объединения.
Требования внутренних правил аудиторской деятельности аудиторского объединения не должны противоречить требованиям национальных правил аудиторской деятельности.
Требования внутренних правил аудиторской деятельности аудиторской организации или аудитора – индивидуального предпринимателя не должны противоречить требованиям национальных правил аудиторской
деятельности и внутренних правил аудиторской деятельности аудиторского объединения, членом которого является аудиторская организация или аудитор – индивидуальный предприниматель.
Статья 20. Договор оказания аудиторских услуг
Оказание аудиторских услуг осуществляется на основании договора оказания аудиторских услуг, заключенного в соответствии с требованиями настоящего Закона и иными актами законодательства между
аудиторской организацией (аудитором – индивидуальным предпринимателем) и заказчиком аудиторских услуг.
Договор оказания аудиторских услуг заключается в простой письменной форме и включает следующие существенные условия:
предмет договора;
сроки оказания аудиторских услуг;
права и обязанности сторон;
стоимость аудиторских услуг, сроки и порядок оплаты;
ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств, предусмотренных данным договором, в том числе ответственность аудиторской организации (аудитора –
индивидуального предпринимателя) за виновное неисполнение обязанности по качественному оказанию аудиторских услуг;
порядок разрешения споров;
порядок соблюдения конфиденциальности;
иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Статья 21. Аудиторское заключение
Аудиторское заключение по результатам оказания аудиторских услуг составляется в случаях, предусмотренных законодательством, в соответствии с требованиями национальных правил аудиторской
деятельности, а также иными требованиями законодательства и должно, в частности, содержать:
наименование «Аудиторское заключение»;
указание адресата (лица или лиц, которым адресуется аудиторское заключение);
сведения об аудируемом лице – наименование организации, фамилия, собственное имя, отчество индивидуального предпринимателя, регистрационный номер в Едином государственном регистре юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей (при его наличии), место нахождения (место жительства индивидуального предпринимателя);
сведения об аудиторской организации (аудиторе – индивидуальном предпринимателе) – наименование организации (фамилия, собственное имя, отчество аудитора – индивидуального предпринимателя),
регистрационный номер в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (при его наличии), место нахождения (место жительства аудитора – индивидуального
предпринимателя);
определение и описание информации, в отношении которой оказываются аудиторские услуги, указание ответственности аудируемого лица и аудиторской организации (аудитора – индивидуального
предпринимателя);
сведения о работе, выполненной аудиторской организацией (аудитором – индивидуальным предпринимателем) в ходе оказания аудиторских услуг;
мнение аудиторской организации (аудитора – индивидуального предпринимателя) в отношении предмета договора оказания аудиторских услуг;
подписи уполномоченных в соответствии с национальными правилами аудиторской деятельности должностных лиц аудиторской организации или аудитора – индивидуального предпринимателя и дату подписания
аудиторского заключения.
Аудиторское заключение является заведомо ложным, если оно составлено без фактического оказания аудиторской услуги или выраженное в нем аудиторское мнение противоречит ее результатам.
Аудиторское заключение признается заведомо ложным только в судебном порядке.
Порядок составления и представления аудиторского заключения по результатам аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности банков и годовой консолидированной бухгалтерской (финансовой)
отчетности о деятельности банковской группы, банковского холдинга устанавливается Национальным банком Республики Беларусь.
Статья 22. Независимость аудиторов, аудиторов – индивидуальных предпринимателей и аудиторских организаций
Воздействие в какой бы то ни было форме на аудиторскую организацию, аудитора – индивидуального предпринимателя, а также их работников в целях воспрепятствования осуществлению независимой
аудиторской деятельности запрещается.
Аудиторские услуги не могут оказываться:
аудиторами, аудиторами – индивидуальными предпринимателями, являющимися собственником имущества (учредителями, участниками) аудируемых лиц, а также руководителями, бухгалтерами и иными лицами,
несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского и (или) иного учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) налоговых деклараций (расчетов), аудируемых лиц
(в том числе их филиалов, представительств и иных обособленных подразделений);
аудиторами, аудиторами – индивидуальными предпринимателями, состоящими в браке, близком родстве или свойстве (родители, дети, родные братья, сестры, а также родители, дети, родные братья и
сестры супругов) с собственником имущества (учредителями, участниками) аудируемых лиц, а также руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение
бухгалтерского и (или) иного учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) налоговых деклараций (расчетов), аудируемых лиц (в том числе их филиалов, представительств и иных
обособленных подразделений);
аудиторской организацией, руководители, аудиторы и иные должностные лица которой являются собственником имущества (учредителями, участниками) аудируемых лиц, а также руководителями, бухгалтерами
и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского и (или) иного учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) налоговых деклараций (расчетов),
аудируемых лиц (в том числе их филиалов, представительств и иных обособленных подразделений);
аудиторской организацией, руководители, аудиторы и иные должностные лица которой состоят в браке, близком родстве или свойстве (родители, дети, родные братья, сестры, а также родители, дети,
родные братья и сестры супругов) с собственником имущества (учредителями, участниками) аудируемых лиц, а также руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию
и ведение бухгалтерского и (или) иного учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) налоговых деклараций (расчетов), аудируемых лиц (в том числе их филиалов, представительств
и иных обособленных подразделений);
аудиторской организацией в отношении аудируемых лиц (в том числе их филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, а также дочерних и зависимых хозяйственных обществ), являющихся
собственником ее имущества (учредителями, участниками);
аудиторской организацией в отношении аудируемых лиц (в том числе их филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, а также дочерних и зависимых хозяйственных обществ), для которых
эта аудиторская организация является собственником имущества (учредителями, участниками);
аудиторской организацией в отношении аудируемых лиц, имеющих общих (общего) с этой аудиторской организацией учредителей (участников, собственников имущества);
аудиторской организацией, аудитором – индивидуальным предпринимателем в отношении аудируемых лиц, являющихся страховыми организациями, с которыми этой аудиторской организацией, аудитором –
индивидуальным предпринимателем заключены договоры страхования ответственности за нарушение договора оказания аудиторских услуг и (или) ответственности за причинение вреда имуществу других лиц
в результате осуществления аудиторской деятельности;
аудиторской организацией, аудитором – индивидуальным предпринимателем, оказавшими аудируемому лицу услуги, связанные с ведением бухгалтерского и (или) иного учета, составлением бухгалтерской
(финансовой) и (или) иной отчетности, за период оказания данных услуг.
Порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудиторским организациям и аудиторам – индивидуальным предпринимателям за оказание аудиторских услуг определяются договором оказания аудиторских
услуг и не могут зависеть от выполнения требований аудируемых лиц о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате оказания аудиторских услуг.
Статья 23. Обеспечение конфиденциальности в аудиторской деятельности
Аудиторская организация, аудитор – индивидуальный предприниматель, аудитор не вправе распространять информацию о деятельности аудируемого лица (заказчика аудиторских услуг) и (или) предоставлять
третьим лицам такую информацию, а также получаемые или составляемые в ходе оказания аудиторских услуг документы и разглашать содержащиеся в данных документах сведения без согласия аудируемого
лица (заказчика аудиторских услуг) или иного основания, предусмотренного настоящим Законом, другими законодательными актами или договором оказания аудиторских услуг.
Обязанность соблюдения конфиденциальности сохраняется и после прекращения договорных отношений между аудиторской организацией или аудитором – индивидуальным предпринимателем и аудируемым лицом (заказчиком аудиторских услуг).
Имеющаяся у аудиторской организации или аудитора – индивидуального предпринимателя информация о деятельности аудируемого лица (заказчика аудиторских услуг), а также получаемые или составляемые
в ходе оказания аудиторских услуг документы и содержащиеся в этих документах сведения предоставляются только по решению суда уполномоченным данным решением лицам, а также в случаях,
предусмотренных законодательными актами:
судам – по находящимся в их производстве уголовным и гражданским делам, делам, отнесенным к подведомственности хозяйственного суда, и делам об административных правонарушениях, а также по
исполнительным документам;
прокурору или его заместителю, а также с санкции прокурора или его заместителя органам дознания и предварительного следствия – по находящимся в их производстве материалам и уголовным делам;
органам Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
органам государственной безопасности Республики Беларусь;
налоговым и таможенным органам;
нотариусам для совершения нотариальных действий;
Национальному банку Республики Беларусь;
Министерству финансов Республики Беларусь.
Государственные органы, осуществляющие государственное регулирование аудиторской деятельности, и иные лица, получившие в соответствии с законодательными актами доступ к информации о деятельности
аудируемых лиц (заказчиков аудиторских услуг), обязаны сохранять конфиденциальность в отношении такой информации.
В случае разглашения информации о деятельности аудируемого лица (заказчика аудиторских услуг) аудиторской организацией, аудитором – индивидуальным предпринимателем, аудитором, государственными
органами, осуществляющими государственное регулирование аудиторской деятельности, и (или) иными лицами, получившими доступ к такой информации, аудируемое лицо (заказчик аудиторских услуг), а
также аудиторская организация или аудитор – индивидуальный предприниматель вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков (вреда).
Статья 24. Контроль качества работы аудиторских организаций, аудиторов – индивидуальных предпринимателей, аудиторов
Принципы осуществления контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов – индивидуальных предпринимателей, аудиторов и требования к его организации устанавливаются национальными
правилами аудиторской деятельности.
Видами контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов – индивидуальных предпринимателей, аудиторов является внутренний и внешний контроль качества.
Внутренний контроль качества работы аудиторов осуществляется аудиторской организацией, аудитором – индивидуальным предпринимателем в соответствии с установленными ими внутренними правилами
аудиторской деятельности.
Внешний контроль качества работы аудиторских организаций и аудиторов – индивидуальных предпринимателей осуществляется аудиторскими объединениями в отношении своих членов в соответствии с
учредительными документами объединения и внутренними правилами аудиторской деятельности аудиторского объединения.
ГЛАВА 5
АТТЕСТАЦИЯ НА СООТВЕТСТВИЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ ЛИЦ, ПРЕТЕНДУЮЩИХ НА ПОЛУЧЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННОГО АТТЕСТАТА АУДИТОРА
Статья 25. Аттестация на соответствие квалификационным требованиям
Аттестация на соответствие квалификационным требованиям – проверка квалификации физических лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата аудитора, которая проводится в форме
квалификационных экзаменов.
Квалификационными требованиями к физическому лицу, претендующему на получение квалификационного аттестата аудитора, являются:
наличие высшего экономического и (или) юридического образования. Лицо, получившее соответствующее образование за рубежом, допускается к прохождению аттестации на соответствие квалификационным
требованиям при наличии выданного Министерством образования Республики Беларусь свидетельства о признании документа об образовании, выданного в иностранном государстве, и установлении его
эквивалентности (соответствия) документу об образовании Республики Беларусь;
наличие стажа работы по специальности, соответствующей экономическому и (или) юридическому образованию, не менее 3 лет;
отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления против интересов службы, собственности и порядка осуществления экономической деятельности, а также за совершение иных преступлений,
связанных с использованием служебных полномочий;
отсутствие нахождения на учете в организациях здравоохранения в связи с психическим расстройством (заболеванием), синдромом зависимости от алкоголя (алкоголизмом), наркотических средств или
психотропных веществ (наркоманией), токсикоманических средств (токсикоманией).
Лица, не прошедшие аттестацию на соответствие квалификационным требованиям, допускаются к ее повторному прохождению по истечении 6 месяцев со дня принятия Министерством финансов Республики
Беларусь решения об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора.
Аудитор обязан начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, не реже одного раза в 2 года подтверждать свою квалификацию в порядке, установленном Советом
Министров Республики Беларусь.
Статья 26. Основания аннулирования квалификационного аттестата аудитора
Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимается Министерством финансов Республики Беларусь в случае:
подачи заявления об аннулировании квалификационного аттестата аудитора;
установления факта получения квалификационного аттестата аудитора с предоставлением документов, содержащих недостоверные сведения;
привлечения аудитора к уголовной ответственности за преступления против интересов службы, собственности и порядка осуществления экономической деятельности, а также за совершение иных
преступлений, связанных с использованием служебных полномочий;
нарушения требования по подтверждению квалификации, установленного в части 4 статьи 25 настоящего Закона;
подписания заведомо ложного аудиторского заключения;
несоблюдения принципов независимости и конфиденциальности аудиторской деятельности;
невыполнения требования (предписания) об устранении нарушений, установленных в ходе проверки по вопросам соблюдения законодательства об аудиторской деятельности (для аудитора –
индивидуального предпринимателя или руководителя аудиторской организации);
допущения аудитором грубых нарушений порядка осуществления аудиторской деятельности, перечень которых устанавливается Советом Министров Республики Беларусь;
постановки на учет в организациях здравоохранения в связи с психическим расстройством (заболеванием), синдромом зависимости от алкоголя (алкоголизмом), наркотических средств или психотропных
веществ (наркоманией), токсикоманических средств (токсикоманией).
Лицо, квалификационный аттестат аудитора которого аннулирован (кроме случая, предусмотренного в абзаце втором части первой настоящей статьи), вправе обжаловать решение Министерства финансов
Республики Беларусь об аннулировании квалификационного аттестата аудитора в судебном порядке в течение 3 месяцев со дня получения такого решения.
Лицо, квалификационный аттестат аудитора которого аннулирован по основаниям, предусмотренным в абзацах третьем, шестом – девятом части первой настоящей статьи, имеет право сдавать
квалификационные экзамены на получение квалификационного аттестата аудитора не ранее чем через три года со дня принятия решения о его аннулировании, а по основанию, предусмотренному в абзаце
пятом части первой настоящей статьи, – не ранее чем через шесть месяцев со дня принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.
ГЛАВА 6
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 27. Признание утратившими силу некоторых законов Республики Беларусь и их отдельных положений
Признать утратившими силу:
Закон Республики Беларусь от 8 ноября 1994 года «Об аудиторской деятельности» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1994 г., № 35, ст.573);
Закон Республики Беларусь от 18 декабря 2002 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» (Национальный реестр правовых актов Республики
Беларусь, 2003 г., № 2, 2/913);
статью 9 Закона Республики Беларусь от 29 июня 2006 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности и
признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 107, 2/1235);
Закон Республики Беларусь от 25 июня 2007 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» (Национальный реестр правовых актов Республики
Беларусь, 2007 г., № 157, 2/1337);
пункт 1 статьи 37 Закона Республики Беларусь от 8 июля 2008 года «О гарантированном возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц» (Национальный реестр правовых актов Республики
Беларусь, 2008 г., № 172, 2/1466);
статью 7 Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 года «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам осуществления административных процедур»
(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 17, 2/1661);
статью 3 Закона Республики Беларусь от 22 декабря 2011 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,
2012 г., № 1, 2/1878).
Статья 28. Меры по реализации положений настоящего Закона
Совету Министров Республики Беларусь и Национальному банку Республики Беларусь в шестимесячный срок:
обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Законом;
принять иные меры по реализации положений настоящего Закона.
Статья 29. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу через 6 месяцев после его официального опубликования, за исключением настоящей статьи и статьи 28, вступающих в силу со дня официального опубликования
настоящего Закона.
Президент Республики Беларусь
Сайт создан в системе
uCoz