Подтверждение аудитором состава и стоимости имущества при продаже предприятия как имущественного комплекса (или его части) является специальным аудиторским заданием.
Обычно данная услуга оказывается при продаже частного унитарного предприятия (реже - общества с ограниченной ответственностью или предприятия другой организационно-правовой формы) как
единого комплекса.
Согласно ст.32 Гражданского кодекса РБ предприятием как объектом прав признаётся имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.
В состав предприятия как имущественного комплекса входят (согласно постановлению Совета Министров РБ от 01.06.2004 № 650):
- здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырьё, продукция, земельные участки (за исключением земельных участков, предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения,
постоянного пользования, временного пользования), а также объектов, изъятых либо ограниченных в обороте;
- права требования, долги, за исключением вытекающих из административных, семейных, трудовых правоотношений [дебиторская и кредиторская задолженность по налогам, расчётам с социальными фондами,
персоналом, подотчётными лицами, по алиментам, а также суммы налоговых вычетов по НДС - сальдо счёта 18 - в стоимость предприятия как имущественного комплекса не входят];
- исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, включая права на средства индивидуализации организации - его продукции, работ и услуг, т.е. фирменное наименование, товарные
знаки, знаки обслуживания (кроме права на географические указания);
- право аренды;
- иные имущество и имущественные права в случаях, предусмотренных законодательством.
Для регистрации предприятия как имущественного комплекса в ГУП "Национальное кадастровое агентство", прав на него и сделок с ним необходимы:
1) заключение независимого аудитора о составе и стоимости предприятия (на основании ч.2 ст.532 Гражданского кодекса РБ), либо
заключение экспертизы правильности оценки имущества, либо
заключение экспертизы о правильности определения величины уставного фонда акционерного общества, либо
заключение о достоверности оценки имущества, вносимого в уставный фонд иного юридического лица, либо
расчёт величины чистых активов, заверенных соответствующим уполномоченным органом управления - в случае государственной регистрации сделки по отчуждению предприятия;
2) бухгалтерский баланс;
3) перечень имущества и имущественных прав, входящих в состав предприятия, по форме, утверждённой Государственным комитетом по имуществу, содержащий список всех долгов (обязательств),
включаемых в состав предприятия, с указанием кредиторов, характера, размера и сроков их требований (форма перечня установлена постановлением Государственного комитета по имуществу РБ от
10.11.2009 № 63);
4) акт полной инвентаризации предприятия, включая документы, подтверждающие наличие и размеры безналичных денежных средств на расчётных банковских счетах;
5) другие документы, предусмотренные законодательством.
Аудиторское заключение о составе и стоимости предприятия как имущественного комплекса, как правило, не отражает рыночной стоимости продаваемого предприятия, как ошибочно полагают в некоторых
случаях потенциальные покупатели готового бизнеса.
Аудит, проводимый с целью подготовки такого заключения, включает оценку используемых организацией принципов ведения бухгалтерского учёта, в том числе полноты и адекватности применения
действующих положений по инвентаризации имущества, а также проверку данных по имуществу и обязательствам, приведённых в бухгалтерском балансе, приложениях к нему и других учётных документах.
При этом стоимость имущества и оценка обязательств должны соответствовать данным бухгалтерского учёта на дату проведения полной инвентаризации.