Аудит, проводимый перед проверкой контролирующих органов, решает конкретные задачи:
- проверку состояния документооборота и учёта по вопросам, включённых в перечни вопросов, подлежащих обязательной проверке государственными органами (см. ниже);
- минимизацию штрафов и пеней из-за неверного исчисления налогов и других нарушений требований законодательства.
А. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРОВЕРКЕ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИЕЙ:
(указаны в предписании, выдаваемом налогоплательщику накануне проверки)
1. Соблюдение налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве, лицензировании отдельных видов деятельности.
- когда и кем зарегистрированы учредительные документы проверяемой организации;
- своевременность и полнота формирования уставного фонда, соответствие чистых активов минимальному размеру уставного фонда;
- соблюдение организацией требований, предъявляемых к осуществлению деятельности по юридическому адресу и своевременному сообщению налоговым органам о вносимых в учредительные документы
изменениях;
- в каком банке открыты текущие счета (расчётный, валютный и др.). В случае необходимости в обслуживающий банк направляется предписание согласно приложению 6 к настоящей Инструкции
о наличии денежных средств и совершенных операциях;
- наличие у проверяемого юридического лица филиалов, представительств или других обособленных подразделений с целью организации работы по их одновременной проверке наряду
с проверкой юридического лица;
- соответствие хозяйственной деятельности целям и задачам, определённым в учредительных документах; занимается ли плательщик (иное обязанное лицо) деятельностью, не предусмотренной
учредительными документами;
- осуществление видов деятельности, подлежащие лицензированию в соответствии с действующим законодательством, с получением плательщиком соответствующего разрешения (лицензии);
- соблюдение требований законодательства, устанавливающего особый порядок ввоза и использования на территории Республики Беларусь отдельных групп товарно-материальных ценностей (мука,
крупа, океаническая рыба, пиво солодовое, нефтепродукты, товары, происходящие и ввозимые из третьих стран, и др.);
- соблюдение плательщиком иного законодательства, контроль за которым отнесён к компетенции налоговых органов.
2. Правильность исчисления, своевременность и полнота уплаты обязательных платежей в бюджет.
- правильность и полнота исчисления, удержания и перечисления налогов в государственный бюджет;
- обоснованность применения плательщиком налоговых льгот;
3. Соблюдение законодательства в области бухгалтерского и налогового учёта.
- наличие учётной политики (методики ведения бухгалтерского учёта), её соответствие Закону Республики Беларусь "О бухгалтерском учёте и отчётности" и соблюдение плательщиком (иным обязанным
лицом);
- соответствие данных регистров бухгалтерского учета данным главной книги, баланса и приложений к нему, расчётам по налогам, декларациям;
- правильность оформления первичных бухгалтерских документов; причин вносимых в них исправлений;
- наличие в регистрах бухгалтерского учёта записей, не подтверждённых первичными документами;
- наличие не проведённых по регистрам первичных учётных документов;
- порядок учёта и использования бланков строгой отчётности;
- правильность определения себестоимости произведённой и реализованной продукции (работ, услуг);
- правильность определения выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг;
- правильность отражения операций по внереализационным доходам и расходам;
- состояние расчётов с поставщиками, покупателями, прочими дебиторами и кредиторами и обоснованность образования, наличия и списания дебиторской и кредиторской задолженности;
- правильность оприходования основных средств, нематериальных активов, материальных ценностей, начисления износа и переоценки в соответствии с действующим законодательством;
4. Соблюдение установленного порядка приёма наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг), использования кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем,
билетопечатающих машин, таксометров, расчётов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в РБ.
- соблюдение правил использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем при реализации товаров;
- правильность использования предусмотренных законодательством документов, подтверждающих качество товаров;
- достоверность и правильность заполнения сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации.
5. Соблюдение установленного порядка предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи.
6. Соблюдение установленного порядка использования иностранной безвозмездной помощи, а также имущества и средств, полученных от реализации такой помощи.
7. Целевое использование денежных средств, товаров (имущества), работ, услуг, предоставляемых в рамках проектов (программ) международной технической помощи и освобождаемых от обложения налогами.
8. Полнота и своевременность поступления в доход бюджета денежных средств от реализации имущества, обращённого в доход государства, а также имущества, взыскание на которое обращено в счёт
исполнения налогового законодательства, уплаты пеней.
9. Вопросы ведения кассовых операций.
- соблюдение требований нормативных правовых актов, регулирующих порядок ведения кассовых операций,
- соблюдение требований нормативных правовых актов, регулирующих порядок приёма наличных денежных средств от покупателей (клиентов) и расчётов с использованием наличных денежных средств;
10. Валютный контроль.
- соблюдение порядка осуществления внешнеторговых операций;
- соблюдение порядка валютного регулирования на территории Республики Беларусь по вопросам, отнесённым законодательством к компетенции налоговых органов.
11. Соблюдение законодательства в области осуществления посреднической деятельности.
12. Соблюдение законодательства, регулирующего производство, оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, оборот табачного сырья,
рекламу алкогольных напитков и табачных изделий.
13. Соблюдение законодательства об обращении нефтяного жидкого топлива.
14. Соблюдение законодательства в области маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками.
15. Соблюдение законодательства, регулирующего действия с простыми и (или) переводными векселями.
- соблюдение законодательства при осуществлении финансовых операций, подлежащих особому контролю;
При проведении проверки проверяющие обязаны выяснить все существенные для принятия обоснованного решения факты и обстоятельства.
Б. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРОВЕРКЕПеречень вопросов, подлежащих проверке органами Комитета государственного контроля:
(собраны по результатам анализа актов проверки органов КГК)
1. Вопросы соблюдения требований Директивы Президента РБ от 14.01.2005 № 2 и № 3.
- осуществление мероприятий по энергосбережению (наличие комиссии о рациональном использовании ТЭР, снижение расхода ТЭР – утепление фасадов, замена окон, энергосберегающие котельные и лампочки);
- наличие соблюдение лимитов потребления ТЭР;
- ведение книги замечаний и предложений.
2. Соблюдение договорных обязательств.
3. Соблюдение норм законодательства при использовании служебных легковых автомобилей, ГСМ.
- оформление путевых листов и документов по движению ГСМ;
- правильность оформления норм расхода ГСМ;
- обоснованность списания ГСМ;
- соблюдение лимитов пробега автотранспорта;
4. Соблюдение законодательства о труде в части своевременности выплаты зарплаты и обоснованности её начисления, коллективного договора, надбавок, премий.
- анализ штатного расписания, первичных документов по начислению и выплате зарплаты;
- вопросы неденежного прекращения обязательств (бартер, перевод долга, векселя, уступка требования);
- анализ правильности контрактов, договоров подряда.
5. Состояние расчётов с дебиторами и кредиторами – причины и сроки образования дебиторской и кредиторской задолженности, принимаемые меры по их ликвидации.
6. Состояние учёта, соблюдение установленного порядка постановки на учёт и списания имущества.
- соблюдение установленного порядка отчуждения имущества (в том числе посредством осуществления сделок на биржевых торгах);
- правильность списания основных средств и материальных ценностей, оприходования вторичного сырья;
- соблюдение установленного законодательством порядка оценки отчуждаемого имущества, его соответствие действующим на момент оценки локальным нормативно-правовым актам по его оценкам;
- анализ документов по приобретению имущества и его использованию (товарных и товарно-транспортных накладных).
7. Соблюдение законодательства по бланкам строгой отчётности.
8. Соблюдение законодательства по лицензированию.
- осуществление работ и услуг, на выполнение которых требуется лицензии;
- оформление и переоформление лицензий.
9. Вопросы соответствия операций с иностранной валютой требованиям законодательства.
10. Целевое использование бюджетных средств, средств внебюджетных и инновационных фондов.
11. Соблюдение законодательства по отходам.
- наличие лимитов на размещение отходов производства и потребления.
12. Вопросы бухгалтерского учёта.
- использование первичных учётных документов,
- наличие и соблюдение учётной политики;
- соблюдение законодательства об аудите;
- соблюдение законодательства о кассовых операциях;
- правильность ведения регистров налогового учёта.
13. Вопросы учёта драгоценных, чёрных и цветных металлов.
14. Вопросы соблюдения валютного законодательства.
- правильность обязательной продажи валютной выручки;
- соответствие валютных операций требованиям законодательства.
15. Учёт имущества, содержащего озоноразрушающие вещества.
16. Правильность расходования денежных средств на командировки и оформления авансовых отчётов.
17. Проверка эффективности, обоснованности и использования средств на текущий и капитальный ремонт зданий, помещений, сооружений и объектов наружного благоустройства.
- обоснованность проведения ремонтов оборудования и зданий – осмотры зданий, наличие смет, дефектных актов, проектной документации, технических заключений о состоянии строительных конструкций;
18. Наличие не используемых и неэффективно используемых зданий, сооружений, площадей, земельных участков, не завершённых строительством объектов, их техническое состояние, затраты по их
содержанию.
19. Соблюдение требований законодательства в сфере арендных отношений, правильность и своевременность расчётов по договорам аренды (субаренды).
- вопросы сдачи и аренды помещений.
20. Соблюдение законодательства о предоставлении и использовании спонсорской и безвозмездной помощи, займов от резидентов.
21. Соблюдение законодательства, регулирующего вопросы закупок.
22. Принимаемые меры по обеспечению положительного сальдо во внешней торговле, эффективности использования закупаемого по импорту оборудования и материалов.
ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИКИ РБ:
(указаны в предписании, выдаваемом организации накануне проверки)
1. Изучение системы бухгалтерского учёта и ценообразования:
- изучение учётной политики, порядка определения и распределения накладных и прочих расходов,
- изучение изменений в учётной политике в проверяемом периоде;
- изучение локальных нормативных правовых актов, устанавливающих ответственность за формирование и применение цен (тарифов), а также прав и обязанностей должностных лиц;
- изучение содержания Порядка применения скидок;
- изучение планов производства, реализации продукции (работ, услуг), плана снабжения, плана по товарообороту, финансового плана, кредитного плана, плана финансирования;
- изучение применяемой проверяемым субъектом формы ведения бухгалтерского учёта, отчётности, а также содержащихся в бухгалтерском учёте сведений, касающихся вопросов ценообразования;
- изучение договоров.
2. Нормы и нормативы.
- проверка наличия и правильности применения при ценообразовании утверждённых в установленном порядке норм, нормативов,
- проверка наличия и правильности штатного расписания (в том числе его разработки),
- проверка наличия и правильности технологических карт, листов раскроя, других нормативно-технических документов.
3. Калькуляции.
- проверка плановых калькуляций с расшифровками статей затрат на все виды продукции (работ, услуг);
- проверка расчётов сумм понесённых расходов, которые относятся на увеличение отпускных цен;
- проверка экономических расчётов цен на товары иностранного происхождения,
- проверка реестров розничных цен,
- проверка товарных и товарно-транспортных накладных;
- проверка правильности формирования цен (тарифов).
4. Цены в документах.
- проверка правильности применения цен, установленных в прейскурантах, протоколах согласования цен, в договорах и других аналогичных документах,
- проверка предоставления скидок.
5. Уведомления о ценах.
- проверка наличия и правильности составления уведомлений и деклараций на регулируемые отпускные цены (тарифы),
- проверка правильности применения регулируемых цен (тарифов).
6. Проверка соблюдения установленного порядка регистрации регулируемых цен (тарифов).
7. Проверка соблюдения установленного порядка оформления договоров на осуществление торговой посреднической деятельности.
8. Продажа, бартер и переработка на давальческих условиях.
- проверка соблюдения установленного законодательством порядка продажи (поставки) и мены товаров производителем,
- проверка порядка поставки сырья и материалов, страной происхождения которых является Республика Беларусь, для переработки на давальческих условиях.
9. Формирование цены при продаже сырья в случае изменения цели приобретения.
- проверка соблюдения требований законодательства к ценообразованию при реализации на территории Республики Беларусь товаров (сырья, материалов), приобретённых для собственного производства
и (или) потребления и не использованных для этих целей,
- проверка соблюдения требований законодательства к ценообразованию при реализации на территории Республики Беларусь товаров (сырья, материалов), приобретённых для поставки
на переработку и не использованных для этих целей, а равно приобретённых для вывоза из Республики Беларусь.
10. Проверка соблюдения требований антимонопольного законодательства.